Примеры экономического обоснования управленческих решений по повышению качества компонентов системы менеджмента (на условных цифрах)
Пример 1.
Характеристика ситуации
Анализ качества выпускаемой фирмой продукции показал, что в последние годы снизился объем продаж товара "А". Товар фирмы стал уступать аналогичным товарам конкурентов, фирма исследовала изменение конкурентных преимуществ, конкурентоспособность технологии, организационного уровня производства, рекламации и предложения по выпускаемой продукции, тенденции научно-технического прогресса в области производства данной продукции, качество поставляемых на фирму сырья, материалов, комплектующих изделий, информации. Анализ показал, что узким местом в системе менеджмента является ее "вход". Процесс, то есть технология, организация производства и труда отвечают требованиям конкурентоспособности. Более подробный анализ "входа" системы менеджмента выявил самое узкое место во "входе" системы. Этим компонентом оказался электродвигатель как комплектующее изделие к товару.
На втором этапе анализа был изучен рынок электродвигателей данного класса и были определены три лучших варианта качественных электродвигателей, выпускаемых другими фирмами. В конечном счете замена электродвигателя должна обеспечить высокое качество "входа", что, соответственно, при высоком качестве "процесса" обеспечит высокое качество и конкурентоспособность выпускаемого товара. Потенциалом и временем для самостоятельного производства электродвигателей необходимого класса и качества фирма не располагает.
Важнейшие параметры альтернативных вариантов управленческого решения по повышению качества товара приведены в табл. 6.2.
Таблица 6.2.
Исходные данные для экономического обоснования
мероприятий по повышению качества «входа» фирмы
Показатели |
Значения показателей по альтернативным вариантам |
||
1 |
2 |
3 |
|
1. Годовая программа выпускаемого товара в 1997 г., шт. |
1200 |
1200 |
1200 |
2. Предполагаемая продолжи |
|
|
|
тельность выпуска нового товара данной модели, лет |
3 |
3 |
3 |
3. Цена товара в 1997 г., у.е. |
5500 |
5500 |
5500 |
4. Цена электродвигателя для нового товара в 1997 г., у.е. |
1300 |
1500 |
1100 |
5. Коэффициент освоенности |
|
|
|
электродвигателей в серийном производстве в 1997 г. |
1,00 |
1,07 |
1,05 |
6. Единовременные затраты на |
|
|
|
маркетинг, организационный проект, у.е. |
125000 |
150000 |
200000 |
7. Расходы на транспортиро |
|
|
|
вание и хранение партии электродвигателей из 100 шт. в 1997 г., у.е. |
4000 |
6500 |
70000 |
8. Прогноз объема рынка по новым товарам на 1998—2000 гг., шт./год |
1300 |
1500 |
1350 |
9. Прогноз потерь от брака при сборке нового товара на годовую программу, у.е. |
3000 |
2500 |
4200 |
10. Год начала выпуска нового товара |
1998 |
1998 |
1998 |
11. Коэффициент изменения полезного эффекта (качества) электродвигателя по отношению к старому товару |
1,20 |
1,15 |
1,05 |
12. Фактор селективного риска, доли единицы |
0,75 |
0,70 |
0,85 |
13. Фактор инфляции |
1,08 |
1,08 |
1,08 |
Требуется выбрать наилучший из трех альтернативных вариантов повышения качества товара.
Решение.
Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества "входа" системы за счет повышения качества комплектующего изделия—электродвигателя для товара фирмы рассчитывается по формуле (6.1), сопоставимость альтернативных вариантов обеспечивается в соответствии с требованиями п.п. 1.4 и 1.5. Из перечисленных в этих пунктах факторов альтернативные варианты отличаются друг от друга по следующим:
1) фактору времени. Единовременные затраты (инвестиции) на маркетинговые исследования и организационный проект перехода на новый электродвигатель для выпускаемого товара будут осуществлены в 1997 г., расчетный год и год внедрения мероприятия— 1998 г., мероприятие будет действовать в течение 1998—2000 гг. Размеры единовременных и текущих затрат по альтернативным вариантам неодинаковы, поэтому необходимо единовременные затраты приводить к 1998 г. (расчетному) путем их увеличения на коэффициент дисконтирования (см. формулы (1,1) и (1,2), а текущие затраты на комплектующие, которые будут поставляться в 1999 и 2000 гг., — путем уменьшения на коэффициент накопления;
2) фактору качества комплектующего изделия (электродвигателя) для товара (см. п. 11 табл. 6.2.), который учитывается по формуле (6.3);
3) фактору качества изготовления товара, влияющему напрямую на величину потерь от брака (см. п. 9 табл. 6.2);
4) фактору объема продаж, который учитывается в формуле (6.1.);
5) уровню освоенности электродвигателей в серийном производстве (см. п. 5 табл. 6.2.). Поскольку эти электродвигатели в годы поставки (1998—2000) будут уже освоены в серийном производстве, то можно ожидать, что в эти годы цена электродвигателей по 2-му и 3-му вариантам уменьшится на коэффициент освоенности, то есть цену электродвигателя, например, по 2-му варианту в 1998—2000 гг. по фактору освоенности следует уменьшить на коэффициент 1,1. За счет фактора инфляции цена ежегодно будет повышаться на коэффициент, равный 1,08;
6) фактору условий поставок (в данном примере) комплектующих. Самый отдаленный поставщик комплектующих — третий (см. п. 7, табл. 6.2);
7) сложности маркетинговых исследований рынка электро—двигателей. По этому фактору наиболее сложным является третий вариант (см. п.6, табл. 6.2.);
8) фактору риска. По этому фактору наиболее неопределенным является второй вариант, т.к. у изготовителей электродвигателей по этому варианту наименьший коэффициент финансовой надежности (расчет этого коэффициента здесь не приводится).
Расчет ожидаемого экономического эффекта разработки и реализации мероприятий по повышению качества "входа" фирмы по 1-му варианту.
Мероприятие разрабатывается в 1997 г., внедряется в начале 1998 г., действовать будет три года — в течение 1998—2000 гг. Значит, прошлые (1997 г. по отношению к 1998 г.) единовременные затраты необходимо увеличивать, а будущие текущие (1999 и 2000 гг. к 1998 г.) — уменьшать на коэффициент дисконтирования.
Сделаем расчет эффекта по элементам затрат по всем годам действия мероприятия.
1998 г.
Увеличение себестоимости единицы товара фирмы (ДСдх) из-за повышения качества электродвигателя составит
(6.6)
где Цн — цена нового электродвигателя;
Цс — то же, старого, равна 1000 у.е.;
Кд — коэффициент дисконтирования;
Ju — индекс инфляции;
Зтр.н — затраты на транспортирование и хранение единицы нового электродвигателя (в табл. 6.2 затраты приняты на партию электродвигателей, поэтому при расчете затрат на единицу изделия следует приведенные в таблице затраты делить на 100);
Зтр.с — то же, старого, равны 3500 у.е.
Подставив в формулу (6.6) данные из табл. 6.2., получим:
Снижение себестоимости единицы товара фирмы в 1998 г. за счет повышения качества "процесса" при повышении качества "входа" системы (ΔСпр) проявляется в снижении производственного брака
(6.7)
где ΔСбр.с — потери от производственного брака на годовую программу старого товара (равны 5000 у.е. на годовую программу);
ΔСбр.н — то же, нового;
Nс и Nн— годовая программа по старому и новому товару.
Экономия на росте цены нового товара в 1998 г. составит
(6.8)
где Цн и Цс — цена нового (по 1-му варианту) и старого товара.
где Кп — коэффициент изменения полезного эффекта нового товара (в данном случае по 1-му варианту) по отношению к старому товару.
Подставив в формулу (6.8) исходные данные из табл. 6.2., получим
Приведенные к 1998 г. единовременные затраты (Зпр) составят
где Зм.ниокр — единовременные затраты на маркетинговые исследования и НИОКР. Они уменьшаются, т.к. расчетный год в будущем периоде
Для 1-го варианта не учитывается коэффициент освоенности электродвигателя в серийном производстве, т.к. он равен единице (см. п.5 табл. 6.2.).
Аналогично выполняем необходимые расчеты по ожидаемому экономическому эффекту в 1999 и 2000 гг.
По 1-му варианту за 1999 г.:
Расчеты по 1-му варианту за 2000 г.
Поскольку в данном примере программа выпуска продукции за 1998—2000 гг. условно не изменяется, то для определения ожидаемого экономического эффекта можно просуммировать элементы экономии по годам, умножить на годовую программу и отнять единовременные затраты.
Ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятия по 1-му варианту повышения качества "входа" фирмы за срок действия мероприятия с учетом фактора риска (Кр), равного 0,75 (см. п. 12 табл. 6.2.) будет равен
Подставив в формулу (6.11) рассчитанные ранее данные, получим
Аналогичные расчеты выполняем по 2-му варианту.
Здесь, по сравнению с 1-м вариантом, дополнительно учитывается при расчете будущей цены электродвигателей в 1998 г. коэффициент освоенности нового электродвигателя (см. п. 5 табл. 6.2.) путем деления цены на этот коэффициент.
Увеличение себестоимости единицы товара фирмы из-за повышения качества электродвигателя составит в 1998 г.
Снижение себестоимости единицы товара фирмы в 1998 г. за счет повышения качества "процесса" при повышении качества "входа" системы проявляется в снижении производственного брака
Экономия на росте цены нового товара в 1998 г. составит
Приведенные к 1998 г. единовременные затраты составят
Расчеты элементов экономии (перерасхода) по 2-му варианту за 1999 г.
То же за 2000 г.
Ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятия по 2-му варианту повышения качества "входа" фирмы за срок действия мероприятия с учетом фактора риска будет равен:
Расчеты по 3-му варианту за 1998 г.
Перерасход себестоимости на "входе"
Экономия себестоимости в "процессе"
Экономия на "выходе"
Приведенные к 1998 г. единовременные затраты
Расчеты по 3-му варианту за 1999 г.
Перерасход себестоимости на "входе"
Экономия себестоимости в "процессе"
Экономия на "выходе"
Расчеты по 3-му варианту за 2000 г.
Перерасход себестоимости на "входе"
Экономия себестоимости в "процессе"
Экономия на "выходе"
Ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятия по 3-му варианту повышения качества "входа" фирмы за срок действия мероприятия с учетом фактора риска будет равен
Таким образом, из трех альтернативных вариантов управленческого решения по повышению качества "входа" фирмы наиболее эффективным является первый с ожидаемым экономическим эффектом разработки и внедрения мероприятия по повышению качества комплектующего изделия (электродвигателя) в размере 1943,8 тыс. у. е.