Разработка управленческого решения - Сущность SWOT-анализа

    Содержание материала

    4.8. Сущность SWOT-анализа

    При разработке стратегических планов многие фирмы применяют SWOT-анализ (рис. 4.5).

    Рис. 4.5. Схема применения SWOT-анализа*

    В проанализированной нами литературе сущность SWOT-анализа раскрывается укрупненно. Он является одним из первых этапов стратегического планирования. На наш взгляд, идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.


    * Менеджмент предприятий электросвязи: Учебник для вузов/ Е. В. Демина. Н. П. Резникова и др. — М.: Радио и связь, 1997.


    SWOT-анализ нами предлагается разбить на ряд этапов.

    На первом этапе SWOT-анализа глубоко изучаются силы — конкурентные преимущества фирмы в следующих областях:

    • патентоспособность выпускаемых товаров;

    • цена товаров;

    • прогрессивность технологии;

    • квалификация кадров;

    • стоимость ресурсов, применяемых фирмой;

    • возраст основных производственных фондов;

    • географическое расположение фирмы;

    • инфраструктура;

    • система менеджмента (в т. ч. маркетинга);

    • сила конкуренции на "входе" и "выходе" системы менеджмента фирмы и др.

    На втором этапе SWOT-анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспособности: на 0-м уровне — комплексный показатель конкурентоспособности конкретного товара; на 1-м уровне — полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на 2-м уровне — конкретные показатели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы.

    На третьем этапе SWOT-анализа изучаются факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.

    На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т. п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.

    На последнем, пятом этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы (этот вопрос рассматривается в курсе "Стратегический менеджмент").



    Please publish modules in offcanvas position.