Психология общения и межличностных отношений - Сплоченность

    Содержание материала

    Сплоченность.

    Межличностные отношения в группе влияют на сплоченность группы. С другой стороны, по сплоченности можно судить о межличностных отношениях в группе. По данным В. Н. Васильевой и Н. А. Васильева (1979), в младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки (табл. 14.1). Бульшая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась и в студенческих учебных группах: в мужских группах коэффициент сплоченности был в пределах 0,28–0,53, а в женских — 0,08–0,11.

    Таблица 14.1. Сплоченность лиц мужского и женского пола различного возраста


    Классы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Мужчины

    0,04

    0,01

    0,17

    0,16

    0,64

    0,70

    0,91

    0,05

    0,80

    0,89

    Женщины

    0,29

    0,40

    0,23

    0,43

    0,58

    0,29

    0,39

    –0,04

    0,70

    0,31

    Эти данные свидетельствуют о том, что девочки, придя в школу, быстрее устанавливают положительные контакты друг с другом, чем мальчики, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются в средних и старших классах. Отсутствие контактов между мальчиками и девочками приводит к тому, что общая сплоченность в 1–8 классах практически была нулевой (от –0,09 до 0,16) и только в 9–10 классах выросла до 0,27–0,59.

    По данным В. А. Гончарова (2001), число «изгоев» среди школьников 7–8 классов значительно выше у девочек, хотя часто они не осознают своего положения в классе. Девочки отвергаются из-за особенностей темперамента или интеллекта, а мальчики — из-за особенностей характера. Число школьников, получивших большое число положительных выборов, больше у мальчиков (41–54%), чем у девочек (37–42%), что подтверждает бульшую сплоченность среди мальчиков, чем среди девочек.

    Как отмечает Я. Л. Коломинский (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 1999), чаще всего представителей противоположного пола выбирают те ученики младших и средних классов, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений. Так, если «звезды» выбирали представителей противоположного пола в 30%, то отвергаемые — в 75%.

    По данным зарубежных авторов, отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью (E. Aries, E. Johnson, 1983; R. Auckett et al., 1988; K. Farr, 1988). Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга.


    Please publish modules in offcanvas position.