Сплоченность.
Межличностные отношения в группе влияют на сплоченность группы. С другой стороны, по сплоченности можно судить о межличностных отношениях в группе. По данным В. Н. Васильевой и Н. А. Васильева (1979), в младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки (табл. 14.1). Бульшая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась и в студенческих учебных группах: в мужских группах коэффициент сплоченности был в пределах 0,28–0,53, а в женских — 0,08–0,11.Таблица 14.1. Сплоченность лиц мужского и женского пола различного возраста
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Мужчины |
0,04 |
0,01 |
0,17 |
0,16 |
0,64 |
0,70 |
0,91 |
0,05 |
0,80 |
0,89 |
Женщины |
0,29 |
0,40 |
0,23 |
0,43 |
0,58 |
0,29 |
0,39 |
–0,04 |
0,70 |
0,31 |
Эти данные свидетельствуют о том, что девочки, придя в школу, быстрее устанавливают положительные контакты друг с другом, чем мальчики, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются в средних и старших классах. Отсутствие контактов между мальчиками и девочками приводит к тому, что общая сплоченность в 1–8 классах практически была нулевой (от –0,09 до 0,16) и только в 9–10 классах выросла до 0,27–0,59.
По данным В. А. Гончарова (2001), число «изгоев» среди школьников 7–8 классов значительно выше у девочек, хотя часто они не осознают своего положения в классе. Девочки отвергаются из-за особенностей темперамента или интеллекта, а мальчики — из-за особенностей характера. Число школьников, получивших большое число положительных выборов, больше у мальчиков (41–54%), чем у девочек (37–42%), что подтверждает бульшую сплоченность среди мальчиков, чем среди девочек.
Как отмечает Я. Л. Коломинский (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 1999), чаще всего представителей противоположного пола выбирают те ученики младших и средних классов, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений. Так, если «звезды» выбирали представителей противоположного пола в 30%, то отвергаемые — в 75%.
По данным зарубежных авторов, отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью (E. Aries, E. Johnson, 1983; R. Auckett et al., 1988; K. Farr, 1988). Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга.