Психология общения и межличностных отношений - Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам

    Содержание материала

    Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам 1

    Компетентные эксперты пользуются десятью парами характеристик-параметров. Для каждого значения параметры по левому и правому столбцам определяются таким образом, чтобы сумма была равна единице. Например, по первому параметру доля значения характеристики в левом столбце определяется равной 0,4, тогда доля значения характеристики в правом столбце равняется 0,6. В бланк ответов записывается только значение того выражения параметра, которое расположено слева (в данном случае: 1, 0,4).


    1. Ориентация руководителя и педагогов на экспериментирование, здоровую конкуренцию идей и мнений

    1. Осторожное отношение к рискованным действиям, склонность к спокойным отношениям в коллективе

    2. Побудительный характер воздействий через мотивационную сферу, личный пример, поощрение

    2. Воздействия преимущественно через приказы, распоряжения, наказания

    Методика взята из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.

    3. Учет индивидуальных особенностей и желаний членов коллектива, делегирование им тех функций, которые ведут к развитию личности

    3. Делегирование подчиненным только тех полномочий, которые учитывают их функциональные особенности

    4. Децентрализация власти и информационных потоков, предоставление свободы в выборе процедур деятельности, развитие различных форм самоуправления в коллективе

    4. Централизация всей власти, всей информации на себя. Строгая регламентация обязанностей, процедур, сроков и контроль за ходом выполнения

    5. Лояльное отношение к ошибкам.

    В первую очередь — поиск причин ошибок, невыполнения задания и путей их устранения

    5. Непримиримое отношение к ошибкам, срывам, промахам. В первую очередь — наказание виновного

    6. Контактное отношение с подчиненными, позиция руководителя внутри группы (Мы).

    Общение неформальное, выходящее за рамки производственных вопросов

    6. Позиция руководителя вне группы (Я и Они). Отношения с подчиненными дистанционные и только по поводу производственных вопросов

    7. Производственные и социальные вопросы признаются равноценными. Но в решении производственных проблем главными являются социальные ценности

    7. Основными являются производственные вопросы

    8. Поощряются независимость мнения и критика в адрес руководства

    8. Поощряются исполнительские качества и дисциплинированность подчиненных

    9. Поощряются конструктивные предложения коллег по улучшению работы и соответствующее участие в их реализации

    9. Конструктивные предложения подчиненных рассматриваются как посягательство на авторитет руководителя

    10. Решения принимаются коллегиально

    10. Решения принимаются единолично

    Обработка

    Все оценки параметров по левому столбцу складываются, и сумма соотносится со стандартной уровневой шкалой «0–10» (10, 9 — оптимальный уровень; 3, 2, 1, 0 — недопустимый уровень).


    Please publish modules in offcanvas position.