Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам 1
Компетентные эксперты пользуются десятью парами характеристик-параметров. Для каждого значения параметры по левому и правому столбцам определяются таким образом, чтобы сумма была равна единице. Например, по первому параметру доля значения характеристики в левом столбце определяется равной 0,4, тогда доля значения характеристики в правом столбце равняется 0,6. В бланк ответов записывается только значение того выражения параметра, которое расположено слева (в данном случае: 1, 0,4).
1. Ориентация руководителя и педагогов на экспериментирование, здоровую конкуренцию идей и мнений |
1. Осторожное отношение к рискованным действиям, склонность к спокойным отношениям в коллективе |
2. Побудительный характер воздействий через мотивационную сферу, личный пример, поощрение |
2. Воздействия преимущественно через приказы, распоряжения, наказания |
Методика взята из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.
3. Учет индивидуальных особенностей и желаний членов коллектива, делегирование им тех функций, которые ведут к развитию личности |
3. Делегирование подчиненным только тех полномочий, которые учитывают их функциональные особенности |
4. Децентрализация власти и информационных потоков, предоставление свободы в выборе процедур деятельности, развитие различных форм самоуправления в коллективе |
4. Централизация всей власти, всей информации на себя. Строгая регламентация обязанностей, процедур, сроков и контроль за ходом выполнения |
5. Лояльное отношение к ошибкам. В первую очередь — поиск причин ошибок, невыполнения задания и путей их устранения |
5. Непримиримое отношение к ошибкам, срывам, промахам. В первую очередь — наказание виновного |
6. Контактное отношение с подчиненными, позиция руководителя внутри группы (Мы). Общение неформальное, выходящее за рамки производственных вопросов |
6. Позиция руководителя вне группы (Я и Они). Отношения с подчиненными дистанционные и только по поводу производственных вопросов |
7. Производственные и социальные вопросы признаются равноценными. Но в решении производственных проблем главными являются социальные ценности |
7. Основными являются производственные вопросы |
8. Поощряются независимость мнения и критика в адрес руководства |
8. Поощряются исполнительские качества и дисциплинированность подчиненных |
9. Поощряются конструктивные предложения коллег по улучшению работы и соответствующее участие в их реализации |
9. Конструктивные предложения подчиненных рассматриваются как посягательство на авторитет руководителя |
10. Решения принимаются коллегиально |
10. Решения принимаются единолично |
Обработка
Все оценки параметров по левому столбцу складываются, и сумма соотносится со стандартной уровневой шкалой «0–10» (10, 9 — оптимальный уровень; 3, 2, 1, 0 — недопустимый уровень).