Психология общения и межличностных отношений - Оглавление

    Содержание материала

    Оглавление

    Предисловие .................................................................................................................................  12

    Введение. Краткая история изучения психологами проблемы общения   . . . 14

    Раздел I. Психология общения

    Глава 1. Характеристика общения .....................................................................................  18

    1.1.  Понятие «общение» ........................................................................................................  18

    1.2.  С кем мы общаемся, или В каком случае следует говорить

    об общении?  ...................................................................................................................  24

    1.3.  Потребность в общении  ...............................................................................................  29

    1.4.  Общение как ценность  .................................................................................................  33

    1.5.  Функции и цели общения .............................................................................................  34

    1.6.  Виды общения  ................................................................................................................  35

    1.7.  Способы общения ..........................................................................................................  42

    1.8.  Выбор партнера по общению  ....................................................................................  43

    Глава 2. Средства общения .....................................................................................................  46

    2.1.  Речь, или вербальные средства общения ................................................................  46

    2.2.  Невербальные средства общения ..............................................................................  49

    Жесты ................................................................................................................................  51

    Мимика ..............................................................................................................................  55

    Поза  ...................................................................................................................................  59

    Походка .............................................................................................................................  59

    Другие невербальные средства общения ................................................................  60

    Глава 3. Факторы, обусловливающие эффективность общения  ............................  61

    3.1.  Внешние факторы общения   .......................................................................................  62

    3.2.  Умение слушать, что говорят другие .......................................................................  63

    3.3.  Манеры (стили) общения   ...........................................................................................  68

    Глава 4. Свойства личности, влияющие на эффективность общения   .................  70

    4.1.  Экстравертированность — интровертированность   ...........................................  70

    4.2.  Эмпатийность ..................................................................................................................  73

    4.3.  Властность .......................................................................................................................  75

    4.4.  Конфликтность и агрессивность ................................................................................  76


    4.5.  Толерантность   ..............................................................................................................  78

    4.6.  Застенчивость .................................................................................................................  79

    4.7.  Робость (социальная трусость) ..................................................................................  83

    4.8.  Ригидность — мобильность .........................................................................................  84

    4.9.  Психологический портрет субъекта затрудненного общения ..........................  85

    Глава 5. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения   ............................  87

    5.1. Неимперативные прямые формы воздействия .......................................................  88

    Просьба .............................................................................................................................  88

    Предложение (совет) .....................................................................................................  89

    Убеждение как форма воздействия на принятие субъектом

    решения   ...........................................................................................................................  90

    Похвала .............................................................................................................................  98

    Поддержка и утешение .................................................................................................  98

    5.2.  Внешнее внушение .........................................................................................................  99

    5.3.  Императивные прямые формы воздействий  ........................................................  103

    Приказ, требование, запрет .......................................................................................  103

    Принуждение .................................................................................................................  105

    5.4.  Дисциплинарные меры воздействия .......................................................................  105

    5.5.  Угрозы (запугивание) ..................................................................................................  105

    5.6.  Самовосхваление и самоназидательность ...........................................................  106

    5.7.  Критика ...........................................................................................................................  107

    5.8.  Слухи и сплетни  ..........................................................................................................  108

    5.9.  Способы защиты от воздействий  ............................................................................  110

    Глава 6. Манипуляция ...........................................................................................................  114

    6.1.  Характеристика манипулятивного общения  .......................................................  114

    6.2.  Демонстрация слабости, беспомощности   ...........................................................  117

    6.3.  Заискивание, лесть, подхалимаж   ..........................................................................  118

    6.4.  Обман, ложь, вранье ....................................................................................................  119

    6.5.  Распознавание лжи ......................................................................................................  125

    6.6.  Манипулятивный (макиавеллический) тип личности .......................................  126

    Глава 7. Личностные факторы, обусловливающие эффективность

    воздействий   ..........................................................................................................  131

    7.1.  Коммуникативная культура ......................................................................................  131

    7.2.  Авторитет источника информации   .......................................................................  133

    7.3.  Конформность реципиента ........................................................................................  138

    7.4.  Внушаемость и негативизм реципиента ................................................................  142

    7.5.  Доверие — недоверие к источнику информации   ..............................................  144

    Глава 8. Коммуникативные эмоциональные состояния .........................................  145

    8.1.  Веселье   ..........................................................................................................................  145

    8.2.  Смятение   .......................................................................................................................  145

    8.3.  Смущение .......................................................................................................................  146

    8.4.  Стыд .................................................................................................................................  150


    8.5.  Вина .................................................................................................................................  156

    8.6.  Презрение .......................................................................................................................  162

    8.7.  Обида ...............................................................................................................................  163

    8.8.  Гнев ..................................................................................................................................  163

    8.9.  Печаль .............................................................................................................................  166


    8.10.  Горе ..................................................................................................................................  167

    8.11.  Страх  ...............................................................................................................................  169

    Глава 9. Возрастные особенности общения  ..................................................................  170

    9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития ....................  170

    Особенности общения детей раннего возраста ...................................................  170

    Особенности общения дошкольников  ...................................................................  170

    Особенности общения младших школьников ......................................................  172

    Особенности общения в подростковом возрасте ................................................  173

    Особенности общения в юношеском возрасте   ...................................................  175

    Особенности общения в пожилом возрасте ..........................................................  175

    9.2. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности ....................  176

    Глава 10. Особенности общения, связанные с полом   ..............................................  179

    10.1.  Значимость общения для мужчин и женщин ........................................................  179

    10.2.  Половые особенности социальной перцепции   ..................................................  180

    10.3.  Половые особенности выбора партнера по общению детьми   ......................  181

    10.4.  Круг общения у женщин и мужчин ..........................................................................  182

    10.5.  Теснота общения и пол ...............................................................................................  183

    10.6.  Половые различия в использовании вербальных

    средств общения ...........................................................................................................  185

    10.7. Половые различия в использовании невербальных

    средств общения ...........................................................................................................  187

    10.8.  Мужской и женский стили общения ........................................................................  190

    10.9.  Особенности общения через Интернет ...................................................................  191

    Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

    Глава 11. Потребность людей во взаимоотношениях ................................................  194

    11.1.  Межличностные отношения и их классификация ..............................................  194

    11.2.  Аффилиация ...................................................................................................................  195

    11.3.  Остракизм  ......................................................................................................................  199

    11.4.  Одиночество ..................................................................................................................  200

    Глава 12. Установление взаимопонимания между общающимися .....................  205

    12.1.  Сущность взаимопонимания и этапы его установления ..................................  205

    12.2.  Восприятие партнера по общению и возникновение

    первого впечатления о нем ........................................................................................  206

    12.3.  Самопрезентация   .......................................................................................................  215

    12.4.  Изучение и понимание партнера по общению ....................................................  219

    12.5.  Обеспечение понимания себя другим .....................................................................  220


    12.6. Сближение позиций и поддержание взаимопонимания ....................................  221

    Глава 13. Психология конфликтов ...................................................................................  224

    13.1.  Конфликтные ситуации и конфликты  ....................................................................  224

    13.2.  Фазы развития конфликта   ........................................................................................  225

    13.3.  Исходы конфликтных ситуаций ...............................................................................  225

    13.4.  Агрессивное поведение как проявление конфронтации  ...................................  228

    Глава 14. Межличностные отношения ............................................................................  231

    14.1.  Отношения знакомства ...............................................................................................  231

    14.2.  Приятельские отношения. Симпатия и антипатия ..............................................  232

    14.3.  Привязанность и дружба ............................................................................................  235

    14.4.  Любовь   ..........................................................................................................................  243

    Виды любви по отношению к ее объекту ..............................................................  246

    Страстная любовь (влюбленность) .........................................................................  249

    Любовь-дружба ............................................................................................................  252

    Псевдолюбовь   .............................................................................................................  253

    14.5.  Вражда ............................................................................................................................  254

    14.6.  Зависть  ...........................................................................................................................  257

    14.7.  Ревность ..........................................................................................................................  261

    14.8.  Признательность (чувство благодарности)   ........................................................  267

    14.9.  Уважение  .......................................................................................................................  268


    14.10.  Альтруизм (заботливость) .........................................................................................  268

    14.11.  Эгоизм ..............................................................................................................................  269

    Раздел III. Практические аспекты общения

    Глава 15. Публичное выступление ....................................................................................  272

    15.1.  Принципы информирования  .....................................................................................  272

    15.2.  Методы информирования ..........................................................................................  273

    15.3.  Оценка аудитории ........................................................................................................  274

    15.4.  Учет обстановки выступления .................................................................................  274

    15.5.  Вербальная и визуальная адаптация .....................................................................  275

    15.6.  Как сделать свою речь убедительной   ..................................................................  280

    15.7.  Преодоление оратором нервозности ......................................................................  281

    Глава 16. Деловое общение ..................................................................................................  283

    16.1. Деловая беседа (переговоры, прием посетителей) .............................................  283

    Переговоры ....................................................................................................................  284

    Прием посетителей   ....................................................................................................  289

    16.2.  Деловые споры ..............................................................................................................  291

    16.3.  Деловое общение по телефону .................................................................................  293

    16.4.  Производственные конфликты .................................................................................  295

    16.5.  Проведение деловых собраний и совещаний .......................................................  297

    16.6.  Стили руководства ......................................................................................................  299

    Классификации стилей руководства ......................................................................  300

    Стиль руководства и личностные особенности   ................................................  307

    Эффективность различных стилей руководства   ...............................................  308

    Отношение подчиненных к различным стилям руководства  .........................  310

    Типы подчинения .........................................................................................................  311

    16.7. Общительность руководителя и эффективность деятельности

    коллектива .....................................................................................................................  311

    Глава 17. Педагогическое общение  .................................................................................  313

    17.1.  Характеристики педагогического общения   ........................................................  313

    17.2.  Умения учителя, влияющие на эффективность общения ..................................  314

    17.3.  Педагогический такт ...................................................................................................  316

    17.4.  Культура речи учителя ..............................................................................................  317

    17.5.  Личностные особенности учителя, затрудняющие общение

    с учащимися ..................................................................................................................  319

    17.6.  Виды воздействий учителя на учащихся ..............................................................  323

    17.7.  Психологическая характеристика различных форм воздействия

    учителя на учащихся ..................................................................................................  324

    Проявление внимания к учащемуся ........................................................................  324

    Просьба и требования учителя  ...............................................................................  325

    Убеждение и внушение   .............................................................................................  326

    Принуждение .................................................................................................................  328

    Оценка действий и поступков учащихся ...............................................................  329

    Поощрение и наказание .............................................................................................  332

    Отметка и ее психологическое воздействие .........................................................  335

    Использование юмора, шутки ..................................................................................  337

    17.8.  Стили педагогического общения   ...........................................................................  340

    17.9.  Взаимоотношения учителей с учащимися   ..........................................................  348


    17.10.  Общение учителей с родителями учащихся .........................................................  349

    17.11.  Поведение учителя в конфликтных ситуациях ....................................................  351

    Причины и условия возникновения конфликтов учителя

    с учащимися  ..................................................................................................................  351

    Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации ..................  354

    Управление учителем конфликтом между учащимися .....................................  355

    Глава 18. Общение и межличностные отношения между медицинскими

    работниками и больными  ...............................................................................  358

    18.1. Создание положительных взаимоотношений между врачом

    и больным   .....................................................................................................................  358

    18.2.  Взаимоотношения медицинской сестры и больного ..........................................  361

    18.3.  Влияние профессиональной деформации медицинского

    персонала на общение с больными и с коллегами .............................................  362

    18.4.  Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение               363

    18.5.  Ятрогении как результат неправильного общения

    и взаимодействия медицинских работников с людьми .....................................  364

    Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье ......................................  366

    19.1.  Выбор партнера по браку ..........................................................................................  366

    19.2.  Коммуникативные потребности и цели, реализуемые в браке .......................  369

    19.3.  Совместимость супругов  ...........................................................................................  370

    19.4.  Отношения между супругами: кто в семье главный ...........................................  372

    19.5.  Типы жен и особенности их общения .....................................................................  375

    19.6.  Привязанность детей к родителям ...........................................................................  376

    Типы привязанностей ...................................................................................................  379

    19.7.  Стили общения и взаимодействия с детьми отцов и матерей ..........................  381

    19.8.  Воспитание детей родителями в процессе семейного общения  .....................  384

    19.9.  Отношение детей к матери и отцу  ..........................................................................  393


    19.10.  Удовлетворенность супругов браком  ...................................................................  394

    19.11.  Кризисы в семейных отношениях   ..........................................................................  398

    19.12.  Общение и взаимоотношения пожилых родителей

    с родственниками .........................................................................................................  400

    Приложения  ..............................................................................................................................  402

    Методика «Потребность в общении»  ............................................................................  402

    Методика «Мотивация аффилиации» ............................................................................  403

    Диагностика состояний и намерений людей по позе и жестам

    в процессе общения .....................................................................................................  407

    Методика «Поведенческие признаки коммуникативной

    толерантности»  ...........................................................................................................  416

    Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных

    контактов ........................................................................................................................  418

    Тест оценки коммуникативных умений собеседника ................................................  420

    Методика «Склонность к одиночеству»   ......................................................................  421

    Тест-опросник Г. Айзенка для диaгнocтики экстраверсии—

    интроверсии и нейротизма (EPQ, форма А)  .........................................................  422

    Oпросник Г. Aйзенка (пoдpocткoвый) для выявления выраженности

    экстраверсии—интроверсии и нейротизма ..........................................................  425

    Опросник для определения уровня общительности В. Ф. Ряховского . . . . 427

    Методика «Конфликтная личность» ...............................................................................  429

    Оценка способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас)  ....................................  431

    Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному

    поведению» ....................................................................................................................  434

    Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» .......................................  436

    Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности» ......................................................  441

    Опросник для выявления выраженности макиавеллизма

    (склонности к манипулированию другими людьми) .........................................  442

    Методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious

    Affect (TOSCA) Дж. П. Тангней (1989)) ..................................................................  443

    «Опросник вины» (Guilt Inventory) ...................................................................................  449

    Тест «Ревнивы ли вы?»   ......................................................................................................  451

    Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова .....................................  453

    Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко ............................................  455

    Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже,

    Р. Ф. Сучек)  ...................................................................................................................  458

    Методика изучения застенчивости  ................................................................................  463

    Стенфордский опросник застенчивости  .......................................................................  467

    Методика «Робость, стеснительность» ..........................................................................  474

    Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»   .................................  475

    Тест «Умеете ли вы слушать?» (1) ...................................................................................  477

    Тест «Умеете ли вы слушать?» (2) ...................................................................................  478

    Анкета «Учитель — ученик» .............................................................................................  479

    Тест «Трансактный анализ общения» ............................................................................  480

    Методика «Самооценка стиля управления»  ...............................................................  483

    Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства» ......................................................  485

    Тест «Стиль управления» ...................................................................................................  492

    Методика Е. П. Ильина «Склонность к определенному стилю

    руководства» .................................................................................................................  497

    Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым

    характеристикам ..........................................................................................................  500

    Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения

    на деловом совещании»  ............................................................................................  501

    Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер) .................................  504

    Шкала оценки психологического климата в коллективе  .........................................  505

    Тест «Восприятие индивидом группы» ..........................................................................  507

    Тест «Любят ли вас люди?»  ..............................................................................................  511

    Программа изучения профессионально-педагогической

    общительности .............................................................................................................  512

    Тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности учителя . . . . 514

    Опросник «Взаимоотношения со своими детьми»  .....................................................  515

    Тест «Хороший ли отец ваш супруг?»  ...........................................................................  515

    Тест «РАRI» — «Родительско-детские отношения» ...................................................  517

    Тест «Родители глазами ребенка» ...................................................................................  526

    Тест «Подростки о родителях» .........................................................................................  531

    Список литературы   ...............................................................................................................  540


    Please publish modules in offcanvas position.