Психология общения и межличностных отношений - Методика А . Л . Журавлева «Стиль руководства»

    Содержание материала

    Методика А . Л . Журавлева «Стиль руководства»

    Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства:

    •       директивного (авторитарного);

    •       коллегиального (демократического);

    •       либерального.

    Инструкция

    Вам будет предложено 27 характеристик деятельности вашего руководителя и к каждой из них указано по 5 вариантов ее проявления. Выберите, пожалуйста, один или несколько из этих 5 вариантов, которые соответствуют его руководству, и отметьте их. Просим быть искренним.

    Текст опросника

    1.   Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:

    а)   централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали
    именно ему;

    б)   пассивен в выполнении управленческих функций;

    в)   четко распределяет функции между собой, своими заместителями и под
    чиненными;

    г)   ожидает указаний сверху или даже требует их;

    д)   централизует руководство только в трудных ситуациях.

    2.   Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:

    а)   переходит на более жесткие методы руководства;

    б)   не меняет способы руководства;

    в)   не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

    г)   начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;

    д)   плохо справляется со своими обязанностями.

    3.   Контакты руководителя с подчиненными:

    а)   недостаточно общительный, с людьми разговаривает мало;

    б)   регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в кол
    лективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;

    в)   умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными,
    держится от них на расстоянии;

    г)   старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудно
    сти в общении;

    д) общается в основном с активом коллектива.

    4.   Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

    а)   исполнители работают хуже;

    б)   коллектив не снижает продуктивности;

    в)   исполнители постоянно работают не в полную силу;

    г)   продуктивность работы повышается;

    д)   коллектив работает с переменным успехом.

    5.   Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:

    а)   сам обращается за советом к подчиненным;

    б)   не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;

    в)   подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руко
    водителю;

    г)   руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно
    требуют этого;

    д)   если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об
    этом своему руководителю.

    6.   Контроль деятельности подчиненных:

    а)   контролирует от случая к случаю;

    б)   всегда очень строго контролирует работу отдельных исполнителей и кол
    лектива в целом;

    в)   контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит
    исполнителей;

    г)   контролируя, всегда выискивает недостатки в работе;

    д)   нередко вмешивается в работу исполнителей.

    7.   Соотношение решений производственных и социально-психологических
    задач в процессе руководства коллективом:

    а)   его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг
    к другу;

    б)   решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения
    между людьми в коллективе;

    в)   в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

    г)   больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллекти
    ве, а не выполнению производственных заданий;

    д)   когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

    8.   Характер приказов руководителя:

    а)   приказывает так, что хочется выполнять;

    б)   приказывать руководитель не умеет;

    в)   просьба руководителя не отличается от приказа;

    г)   приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

    д)   его приказы вызывают у руководимых недовольство.

    9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

    а)  обычно не обижается, прислушивается к ней;

    б)  выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

    в)   не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;

    г)   принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

    д)  не реагирует.

    10.   Поведение руководителя при недостатке знаний:

    а)  сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

    б)  если что-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью
    к другим;

    в)   не стремится пополнить свои знания;

    г)   когда чего-то не знает, скрывает это и старается самостоятельно воспол
    нить недостаток знаний;

    д)  если не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это
    своим подчиненным.

    11.   Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:

    а)  складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хо
    чет уменьшить свою ответственность;

    б)  ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;

    в)   всю ответственность возлагает только на себя;

    г)   нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей,
    старается свою ответственность переложить на них;

    д)  бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пы
    тается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.

    12.   Отношение руководителя к своим заместителям или помощникам:

    а)  старается, чтобы его заместители были квалифицированными специали
    стами;

    б)  добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

    в)   руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощ
    ником);

    г)   осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое
    положение;

    д)  не желает иметь рядом очень квалифицированного специалиста.

    13.   Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:

    а)  исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют
    некоторое облегчение;

    б)  с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

    в)   отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

    г)   вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом
    скучают;

    д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.

    14.   Преобладающие методы воздействия на подчиненных:

    а)   для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать
    своих подчиненных;

    б)   всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда
    не просит;

    в)   часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;

    г)   часто делает руководимым замечания и выговоры;

    д)   его замечания всегда справедливы.

    15.   Характер обращения руководителя с подчиненными:

    а)   всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;

    б)   по отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым;

    в)   в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;

    г)   создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;

    д)   характер обращения с подчиненными у него часто меняется.

    16.   Участие членов коллектива в управлении:

    а)   руководитель привлекает членов коллектива к управлению;

    б)   нередко руководитель перекладывает свои функции на других;

    в)   управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение
    может меняться;

    г)   бывает, что управленческие функции фактически принимают на себя
    другие члены коллектива, а не руководитель;

    д)   управленческие функции выполняет только руководитель.

    17.   Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

    а)   стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;

    б)   не может влиять на дисциплину;

    в)   умеет поддержать дисциплину и порядок;

    г)   дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководи
    теля;

    д)   недостаточно пресекает нарушения дисциплины.

    18.   Характер общения руководителя с исполнителями:

    а)   общается с подчиненными только по деловым вопросам;

    б)   заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о лич
    ном, о семье;

    в)   часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

    г)   инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко за
    говаривает сам;

    д)   нередко руководителя трудно понять в общении с ним.

    19.   Характер принятия решения по руководству коллективом:

    а)  руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;

    б)  редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от этого;

    в)   старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только
    самые срочные и оперативные вопросы;

    г)   решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается зара
    нее предусмотреть их решение;

    д)  берется за решение в основном мелких вопросов.

    20.   Взаимоотношения между людьми в коллективе:

    а)  в коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;

    б)  старается, чтобы на работе у подчиненных было хорошее настроение;

    в)   в коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко
    уходят из коллектива и не жалеют об этом;

    г)   люди относятся друг к другу чутко, по-дружески;

    д)  в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится рабо
    тать в напряжении.

    21.   Предоставление самостоятельности подчиненным:

    а)  способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;

    б)  иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение
    большинства;

    в)   исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели са
    мостоятельно;

    г)   исполнители предоставлены сами себе;

    д)  предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.

    22.   Отношение руководителя к советам других:

    а)  регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работни
    ками;

    б)  советуется с подчиненными только в сложной ситуации;

    в)   обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями,
    но не с рядовыми исполнителями;

    г)   с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

    д)  советуется только с вышестоящими руководителями.

    23.   Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

    а)  инициатива подчиненных руководителем не принимается;

    б)  считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);

    в)   руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

    г)   руководитель не может действовать сам, а ждет, когда его «подтолкнут»;

    д)  инициативу не проявляют ни руководитель, ни подчиненные.

    24.   Характер требовательности руководителя:

    а)   его любимый лозунг: «Давай, давай!»;

    б)   он требователен, но заодно и справедлив;

    в)   о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчи
    вым;

    г)   пожалуй, он не очень требовательный человек;

    д)   руководитель требователен к себе и к другим.

    25.   Отношение руководителя к нововведениям:

    а)   наверное, он консервативен, потому что боится нового;

    б)   охотно поддерживает целесообразные нововведения;

    в)   поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом
    меняет характер общения с людьми;

    г)   у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфе
    ре (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);

    д)   нововведения проходят мимо руководителя.

    26.   Привлечение членов коллектива к выработке решений:

    а)   в своей работе широко опирается на общественные организации;

    б)   многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;

    в)   некоторые важные дела решаются фактически без участия руководите
    ля, его функции выполняют другие;

    г)   большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;

    д)   руководитель способствует внедрению различных форм самоуправле
    ния в коллективе.

    27.   Отношение руководителя к самому себе:

    а)   руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;

    б)   никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполни
    телями;

    в)   считает себя незаменимым в коллективе;

    г)   увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оцени
    вают;

    д)   руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.

    Ключ

    В соответствии с таблицей подсчитайте сумму баллов по каждому из стилей руководства:

    •       Д — директивный;

    •       К — коллегиальный;

    •       П — попустительский.

    Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.

    № п/п

    Варианты ответов

    а

    б

    в

    г

    д

    1

    Д = 3

    П = 2

    К = 3

    П = 3

    К = 2

    2

    Д = 3

    К = 2

    П = 1

    К = 3

    П = 3

    3

    П = 1

    К = 2

    П = 2

    К = 1; П = 2

    К = 2

    4

    Д = 1

    К = 2

    П = 2

    П = 1

    К = 2

    5

    К = 3

    Д = 2

    П = 2

    П = 2; К = 1

    К = 2

    6

    П = 3

    Д = 3

    К = 3

    Д = 3

    Д = 2

    7

    Д = 1

    К = 1

    П = 2

    П = 1; К = 1

    К = 1

    8

    К = 3

    П = 3

    Д = 2

    П = 2

    Д = 3

    9

    K = 2

    П = 2

    Д = 2

    Д = 2; П = 2

    П = 2

    10

    Д = 2

    К = 2

    П = 1

    Д = 2; К = 2

    К = 1; К = 2

    11

    П = 2

    K = 2

    Д = 2

    Д = 1; П = 2

    Д = 2; П = 1

    12

    К = 1

    Д = 1

    П = 1

    Д = 2

    Д = 3

    13

    Д = 2

    К = 2

    П = 2

    K = 1

    Д = 1; П = 2

    14

    П = 3

    Д = 3

    К = 3

    Д = 2

    К = 3

    15

    K = 2

    Д = 2

    П = 2

    Д = 2

    Д = 2; П = 2

    16

    К = 2

    Д = 1; П = 1

    Д = 1; П = 2

    П = 3

    -

    17

    Д = 2

    П = 2

    К = 2

    Д = 2

    П = 3

    18

    Д = 3

    К = 3

    П = 2; К = 1

    П = 2; Д = 1

    П = 1

    19

    Д = 3

    П = 2

    К = 3

    П = 3

    П = 3

    20

    Д = 1

    K = 1

    П = 1

    K = 2

    Д = 2

    21

    K = 2

    Д = 2

    Д = 2

    П = 2

    Д = 2

    22

    К = 2

    Д = 1; К = 2

    Д = 2; К = 1

    К = 2

    Д = 2

    23

    Д = 2

    П = 2

    К = 2

    П = 2

    П = 3

    24

    Д = 3

    K = 3

    Д = 2

    П = 3

    К = 2

    25

    П = 1

    K = 1

    Д = 2

    К = 2

    П = 2

    26

    K = 2

    К = 3

    П = 3

    Д = 3

    К = 3

    27

    П = 1

    К = 2

    Д = 1

    К = 2

    Д = 3

    Д =         К =           П =

    Peзyльтaт выpaжaeтcя тpeмя цифpaми, каждая из кoтopыx находится в пределах дo 10 баллов. Сначала oпpeдeлитe дoминирующий стиль pyкoвoдcтвa. Зa кoли-чeствeнный пoкaзaтeль доминирования того или иного типа пpинятa paзница в 3 и бoлee бaллoв.

    Boзможныe cooтнoшeния трех кpaйниx типoв в стиле pyкoвoдcтвa таковы:

    1)    Д–1–1: директивный стиль (нaпpимep, 10–2–4, 6–3–4, 9–5–4 и т. п.);

    2)    1–К–1: коллегиальный стиль (нaпpимep, 4–9–4, 3–8–4, 5–10–4 и т. п.);

    3)    1–1–П: попустительский cтиль (нaпpимep, 3–2–10, 4–3–9 и т. п.).

    Если выpaжeнные два cтиля дoминиpyют нaд тpeтьим пpиблизитeльнo oди-нaкoво, это стиль pyкoвoдcтвa смешанный:

    4)    Д–K–l: диpeктивнo-кoллeгиaльный (нaпpимep, 7–8–4, 6–7–3 и т. п.);

    5)    1–К–П: кoллeгиaльнo-попустительский (нaпpимep, 4–7–9, 4–7–7, 3–6–7 и т. п.);

    6)    Д–1–П: диpeктивнo-попустительский (нaпpимep, 8–1–6, 8–3–8, 7–2–9 и т. п.);

    7)    Д–К–П: смешанный (например, 2–3–3; 3–3–3; 5–6–6; 10–8–8 и т. п.).

    При этом результаты смешанного типа cooтвeтcтвyют paзным xapaктepиcти-кaм pyкoвoдcтвa:

    •       oдинaкoвo низкaя выpaжeннocть cтилeй (2–3–3, 3–3–3 и т. п.) xapaктepнa для нeопытныx pyкoвoдитeлeй;

    •       одинаково средняя выраженность cтилeй (5–6–6, 6–6–4 и т. п.) xapaктepи-зyeт oпepaтивно меняющегося pyкoвoдитeля;

    •       одинаково выcoкaя выpaжeннocть cтилeй (10–8–8, 9–9–8 и т. п.) xapaктe-pизyeт пpoтивоpeчивый, нeпpeдcкaзyeмый тип.

    Интepпpeтaция результатов

    Любое сочетание cтилeй пpиeмлемo, если значение диpeктивного — в диапазоне от 5 дo 7 бaллoв (лучше 6–10–5 или 5–0–4, чeм 3–0–4 или 3–8–3).


    Please publish modules in offcanvas position.