Психология общения и межличностных отношений - 1.5. Функции и цели общения

    Содержание материала

    1.5. Функции и цели общения

    Принято различать три функции общения: информационную, аффективную и регулятивную. Информационная функция связана с передачей партнерами общения информации друг другу, аффективная — с взаимообменом (по механизму заражения) эмоциями. Под регулятивной функцией имеется в виду такое психологическое воздействие одного партнера общения — индуктора — на другого — реципиента, которое должно вызывать у последнего изменение либо его поведения (когда руководитель, например, дает распоряжение подчиненному), либо его эмоционального состояния, либо свойств его личности (при воспитательных воздействиях).

    Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

    •       оказание помощи другому человеку;

    •       получение помощи;

    •       поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);

    •       поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

    •       самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

    •       приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

    •       изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

    Объектные цели связаны с выбором партнера по общению (см. раздел 1.8).

    Как показано О. А. Тырновой (1996а, б), ведущими мотивами общения являются: у девушек — желание поделиться различными мыслями и переживаниями, а также любопытство; у юношей — общность интересов и дел.

    Функции общения. В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции общения:

    •       информационную (передача-прием информации, знаний и умений);

    •       экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);

    •       регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);

    •       социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций);

    •       социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

    Именно в процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относиться к разным психологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизация действий и т. п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение, убеждение.

    Ломов Б. Ф., 1984, с. 268–269.

    Б. Ф. Ломов выделяет и другие функции общения: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений. Мне, однако, представляется, что это не функции, а цели общения. М. И. Лисина считает, что основной функцией общения является организация совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования.


    Please publish modules in offcanvas position.