Психология общения и межличностных отношений - Переговоры

    Содержание материала

    Переговоры

    Деловая беседа часто представляет из себя переговоры, спецификой которых является их местоположение в промежутке между двумя полюсами отношений: «сотрудничество» — «борьба». В ходе переговоров стороны проявляют стремление к сотрудничеству, но через борьбу мнений, интересов. Чем более общими являются цели сторон и чем стороны более взаимозависимы, тем больше возникает необходимость отношений сотрудничества. Если же одна сторона стремится получить выгоды за счет другой, то возникают отношения борьбы, часто приводящие к срыву переговоров. Неэффективно как слишком большое увлечение собственными интересами, так и слишком большое одностороннее доверие, гипертрофированное сотрудничество. Таким образом, переговоры — это балансирование между двумя указанными полюсами.

    Переговоры как комплекс различных видов деятельности рассматривают ряд авторов. При этом выделяются четыре типа деятельности людей, ведущих переговоры: 1) достижение должных результатов; 2) оказание воздействия на силовой баланс; 3) создание конструктивной психологической обстановки; 4) применение гибкой тактики. Эти виды деятельности реализуются на основе использования разных дилемм. Кроме того, в деятельностной модели переговоров выделяются еще два основания: 1) характерные виды поведения, разворачиваемые на переговорах: а) «сотрудничество — борьба»; б) «развертывание (или исследование) — уклонение», и 2) переговорные дилеммы: а) «уступчивость или неподатливость»; б) «покорность или доминирование»; в) «общительность или враждебность»; г) «развертывание или уклонение».

    Липницкий А. В., 2003, с. 394.

    Переговоры включают в себя минимум три этапа.

    Первый этап — подготовительный. Часто этот этап упускается в надежде на свой опыт, интуицию. В процессе подготовки к беседе, особенно важной, от которой зависит успешная работа предприятия, необходимо составить план беседы, в котором должны быть отражены следующие моменты:

    •       Могу ли я обойтись без этого разговора?

    •       Какую главную цель я ставлю перед собой в беседе?

    •       Удивился ли мой собеседник, когда я попросил его о встрече?

    •       Готов ли к обсуждению предлагаемой темы мой собеседник?

    •       Уверен ли я в благополучном для меня исходе разговора?

    •       Уверен ли в том же собеседник?

    •       Что я хочу уяснить для себя?

    •       Какие вопросы я буду задавать?


    •       Какие вопросы может задать мне мой собеседник?

    •       Какие приемы воздействия на собеседника я использую в разговоре?

    •       Как я буду себя вести, если мой собеседник:


    ♦      во всем согласится со мной;

    ♦      решительно возразит, перейдет на повышенный тон;

    ♦      не отреагирует на мои доводы;

    ♦      проявит недоверие к моим словам;

    ♦      попытается скрыть свое недоверие?

    •     Какой исход устроит (или не устроит) меня, его, нас обоих?

    Обдумывание этих и других вопросов придаст вам уверенность в деловом разговоре.

    Второй этап — ведение разговора. Начиная его:

    •       излагайте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным;

    •       добивайтесь предельной краткости в изложении мыслей;

    •       обосновывайте свои суждения;

    •       не употребляйте слов с двойным значением.

    Подчиненный плохо понимает объяснения руководителя. Если последний в раздражении заявит: «Ну как вы не можете понять…», то поставит этим подчиненного в еще более трудное положение. Если же руководитель возьмет вину на себя: «Мне что-то никак не удается выразить свою мысль…», то подчиненный сможет вздохнуть с облегчением — к нему нет претензий, — и, вероятно, это поможет ему разобраться в деле. Когда же в конце концов понимание будет достигнуто, успех при первом варианте будет принадлежать только подчиненному («все-таки уразумел»), тогда как при втором варианте право порадоваться приобретает и руководитель («Ай да я, сумел-таки растолковать!»).

    Линчевский Э. Э., 1982, с. 35.

    Задавание вопросов. Замечено, что для поддержания беседы лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Задавая вопрос, вы показываете, что хотите участвовать в общении, стремитесь обеспечить его дальнейшее течение и углубление. Это убеждает собеседника в том, что вы проявляете к нему интерес и желание установить с ним позитивные отношения.

    Пренебрежение вопросами открывает путь догадкам и всевозможным умозрительным построениям, приписыванию людям тех или иных качеств, мотивов поведения, и в соответствии с этим мы начинаем подгонять свое поведение, что может приводить к неэффективному общению, а часто и к конфликтам.

    Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова «что», «кто», «где», «какими средствами», «почему», «когда», «как». Это позволит охватить всю проблемную ситуацию для ее анализа и исключит односложные ответы «да» и «нет».


    Please publish modules in offcanvas position.