Переговоры
Деловая беседа часто представляет из себя переговоры, спецификой которых является их местоположение в промежутке между двумя полюсами отношений: «сотрудничество» — «борьба». В ходе переговоров стороны проявляют стремление к сотрудничеству, но через борьбу мнений, интересов. Чем более общими являются цели сторон и чем стороны более взаимозависимы, тем больше возникает необходимость отношений сотрудничества. Если же одна сторона стремится получить выгоды за счет другой, то возникают отношения борьбы, часто приводящие к срыву переговоров. Неэффективно как слишком большое увлечение собственными интересами, так и слишком большое одностороннее доверие, гипертрофированное сотрудничество. Таким образом, переговоры — это балансирование между двумя указанными полюсами.
Переговоры как комплекс различных видов деятельности рассматривают ряд авторов. При этом выделяются четыре типа деятельности людей, ведущих переговоры: 1) достижение должных результатов; 2) оказание воздействия на силовой баланс; 3) создание конструктивной психологической обстановки; 4) применение гибкой тактики. Эти виды деятельности реализуются на основе использования разных дилемм. Кроме того, в деятельностной модели переговоров выделяются еще два основания: 1) характерные виды поведения, разворачиваемые на переговорах: а) «сотрудничество — борьба»; б) «развертывание (или исследование) — уклонение», и 2) переговорные дилеммы: а) «уступчивость или неподатливость»; б) «покорность или доминирование»; в) «общительность или враждебность»; г) «развертывание или уклонение».
Липницкий А. В., 2003, с. 394.
Переговоры включают в себя минимум три этапа.
Первый этап — подготовительный. Часто этот этап упускается в надежде на свой опыт, интуицию. В процессе подготовки к беседе, особенно важной, от которой зависит успешная работа предприятия, необходимо составить план беседы, в котором должны быть отражены следующие моменты:
• Могу ли я обойтись без этого разговора?
• Какую главную цель я ставлю перед собой в беседе?
• Удивился ли мой собеседник, когда я попросил его о встрече?
• Готов ли к обсуждению предлагаемой темы мой собеседник?
• Уверен ли я в благополучном для меня исходе разговора?
• Уверен ли в том же собеседник?
• Что я хочу уяснить для себя?
• Какие вопросы я буду задавать?
• Какие вопросы может задать мне мой собеседник?
• Какие приемы воздействия на собеседника я использую в разговоре?
• Как я буду себя вести, если мой собеседник:
♦ во всем согласится со мной;
♦ решительно возразит, перейдет на повышенный тон;
♦ не отреагирует на мои доводы;
♦ проявит недоверие к моим словам;
♦ попытается скрыть свое недоверие?
• Какой исход устроит (или не устроит) меня, его, нас обоих?
Обдумывание этих и других вопросов придаст вам уверенность в деловом разговоре.
Второй этап — ведение разговора. Начиная его:
• излагайте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным;
• добивайтесь предельной краткости в изложении мыслей;
• обосновывайте свои суждения;
• не употребляйте слов с двойным значением.
Подчиненный плохо понимает объяснения руководителя. Если последний в раздражении заявит: «Ну как вы не можете понять…», то поставит этим подчиненного в еще более трудное положение. Если же руководитель возьмет вину на себя: «Мне что-то никак не удается выразить свою мысль…», то подчиненный сможет вздохнуть с облегчением — к нему нет претензий, — и, вероятно, это поможет ему разобраться в деле. Когда же в конце концов понимание будет достигнуто, успех при первом варианте будет принадлежать только подчиненному («все-таки уразумел»), тогда как при втором варианте право порадоваться приобретает и руководитель («Ай да я, сумел-таки растолковать!»).
Линчевский Э. Э., 1982, с. 35.
Задавание вопросов. Замечено, что для поддержания беседы лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Задавая вопрос, вы показываете, что хотите участвовать в общении, стремитесь обеспечить его дальнейшее течение и углубление. Это убеждает собеседника в том, что вы проявляете к нему интерес и желание установить с ним позитивные отношения.
Пренебрежение вопросами открывает путь догадкам и всевозможным умозрительным построениям, приписыванию людям тех или иных качеств, мотивов поведения, и в соответствии с этим мы начинаем подгонять свое поведение, что может приводить к неэффективному общению, а часто и к конфликтам.
Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова «что», «кто», «где», «какими средствами», «почему», «когда», «как». Это позволит охватить всю проблемную ситуацию для ее анализа и исключит односложные ответы «да» и «нет».