4.9. Психологический портрет субъекта затрудненного общения
Как отмечает В. А. Лабунская (2003), субъект затрудненного общения — это многовариантный феномен. Действительно, разными авторами выделяются разные характеристики человека, затрудняющие процесс общения.
Так, на основе параметров субъективности — объективности трудностей общения В. Н. Куницына (1991, 1995) выделила три вида затруднений в общении (трудности, барьеры и нарушения), отличающиеся соотношением субъективной неудовлетворенности общением и степени тяжести объективных последствий их негативного влияния на развитие участников общения. В одном случае человек стремится к общению, имеет такую возможность, но не умеет это делать, так как он невоспитан, беззастенчив, проявляет эгоцентризм, и это приводит к его отвержению. В другом случае субъектом затрудненного общения выступает человек, который умеет общаться, имеет такую возможность, но не хочет этого вследствие своей глубокой интровертированности, самодостаточности, отсутствия потребности в общении. Человек, создающий барьеры в общении, имеет другой набор характеристик: предубежденность, ригидность восприятия другого, следование предрассудкам и стереотипам. Субъект затрудненного общения, привносящий нарушения в процесс общения, отличается подозрительностью, завистливостью, эгоцентризмом, тщеславностью, себялюбием, ревностью, высоким уровнем фрустрации межличностных потребностей.
Нарушения общения связывают с установкой человека на унижение другого, ущемление его интересов, подавление и властвование над ним. У такого субъекта затрудненного общения проявляется агрессивно-обесценивающий стиль обще-
ния, выражающийся в запугивании и покорении другого, в бесконечной насильственной конкуренции с ним по типу «ты или я».
Соотнесение субъективных показателей затрудненного общения со структурными компонентами общения представлено в табл. 4.1.
Таблица 4.1. Затруднения в реализации структурных компонентов общения
Компонент общения |
Затруднения в общении |
|
Перцептивный |
Неумение вникать в процессы и состояния окружающих. Невоз- можность видеть мир глазами другого человека. Неадекватность воссоздания представлений и содержания воздействий. Стерео- типизация восприятия окружающих и искажение качеств лично- сти партнера общения, «эскалация атрибуции». Преобладание в понимании другого человека оценочного компонента, недиф- ференцированность оценок |
|
Эмоциональный |
Преобладание эгоцентрической направленности эмоционального отклика. Свернутость сочувствия и содействия. Неадекватность восприятия эмоционального состояния других. Неприязненное, враждебное, высокомерное, подозрительное отношение к другим. Стремление получать в процессе общения только положительные эмоции |
|
Коммуникативный |
Неумение выбрать адекватную форму сообщения. Невырази- тельность и длительность пауз в речи. Застывшая поза и несоответствие экспрессии речевому поведению. Низкий потенциал коммуникативного воздействия. Использование свернутых форм обращения |
|
Интерактивный |
Неумение поддерживать контакт и выходить из него. Стремление больше говорить, чем слушать. Навязывание собственной точки зрения, слепое доказывание своей правоты. Неумение аргумен- тировать свои замечания. Симулирование несогласия в целях дезинформации партнера |
|