Психология общения и межличностных отношений - Оценка способов реагирования в конфликте ( К . Н . Томас )

    Содержание материала

    Оценка способов реагирования в конфликте ( К . Н . Томас )1

    Методика определяет типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько педагог склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, в школьном классе, стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их, а также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

    Текст опросника

    1.   а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответствен-

    ность за решение спорного вопроса. б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

    2.   а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

    б) Я пытаюсь уладить конфликт с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

    3.   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

    1 Тест взят из книги: Розов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.

    4.     а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

    5.     а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку

    у другого. б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

    6.     а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя. б) Я стараюсь добиться своего.

    7.     а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со време-

    нем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

    8.   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

    9.   а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших раз-

    ногласий. б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

    10.   а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

    б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

    11.   а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затро-

    нутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

    12.   а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
    б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если

    он также идет навстречу.

    13.   а) Я предлагаю среднюю позицию.

    б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

    14.     а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

    15.     а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

    б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

    16.   а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

    б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

    17.   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

    18.   а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять

    на своем. б) Я даю другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

    19.   а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые

    интересы и спорные вопросы.

    б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

    20.   а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

    б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

    21.     а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

    22.     а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей

    и другого человека. б) Я отстаиваю свою позицию.

    23.   а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
    б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение

    спорного вопроса.

    24.   а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему

    навстречу. б) Я стараюсь склонить другого на компромисс.

    25.   а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

    б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

    26.   а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

    б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

    27.   а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

    б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

    28.   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

    29.   а) Я предлагаю среднюю позицию.

    б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

    30.   а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

    б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

    Обработка результатов

    По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с «ключом».

    Ключ опросника

    Соперничество — 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а. Сотрудничество — 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б. Компромисс — 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а. Избежание — 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б. Приспособление — 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

    Выводы

    Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.


    Please publish modules in offcanvas position.