Психология общения и межличностных отношений - Технические приемы эффективного слушания ( И . Аватер , 1984)

    Содержание материала

    Технические приемы эффективного слушания ( И . Аватер , 1984)

    1.   Выявите свои привычки слушания, сильные и слабые стороны, характер допускаемых ошибок. Не слишком ли быстро вы судите о людях? Часто ли перебиваете собеседника? Какие помехи общения характерны для ваших ответов? Какие из них наиболее часто повторяются? Знание своих привычек — это первый шаг к их совершенствованию.

    2.   Не уходите от ответственности за общение. Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем выступают в роли слушающего попеременно. Умейте показать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может партнер узнать, что понят, если ему не сказать об этом?

    3.   Будьте внимательны. Умейте поддерживать с говорящим визуальный контакт, но без назойливости и пристального взгляда (что подчас воспринимается как враждебность). Следите, чтобы ваши позы и жесты свидетельствовали: вы его слушаете. Помните, что он хочет общаться с внимательным живым человеком.

    4.   Умейте сосредоточиваться на том, что говорит участник диалога. Это требует сознательных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты). Старайтесь до минимума свести ситуационные помехи (телевизор, телефон). Не допускайте «блуждания» мыслей.

    5.   Стремитесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными» в соответствии с принятыми социальными нормами.

    6.   Умейте быть наблюдательным. Следите за неречевыми сигналами говорящего (поскольку на эмоции приходится большая часть общения) и выражением лица: как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. Соответствуют ли неречевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?

    7.   Придерживайтесь одобрительной реакции по отношению к излагающему свою мысль. Ваше одобрение помогает ее точнее выразить. Любая отрицательная реакция с вашей стороны вызовет у того, с кем вы общаетесь, защитную реакцию, неуверенность, настороженность.

    8.   Прислушайтесь к самому себе. Ваша озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их: это прояснит ситуацию, устранит помехи в диалоге.

    9.   Помните, что часто цель обращающегося — получить от вас что-то реальное, или изменить ваше мнение, или заставить вас сделать что-либо. В этом случае действие — лучший ответ собеседнику.

    Обозов Н. Н., 1991, с. 11–12.

    Выделяют четыре вида активных ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание: 1) выяснение, 2) перефразирование, 3) отражение эмоций и чувств и 4) резюмирование.

    Выяснение — это обращение к собеседнику с целью уточнения его слов, собственного понимания и т. д. Перефразирование — это переформулировка того, что сообщают своими словами для проверки понимания или же с целью направления разговора в нужную сторону (так как перефразирование может затрагивать не все сообщение, а только его часть). Перефразирование может помочь не только слушающему, но и говорящему лучше понять, что же он хотел сказать и что он в действительности сказал.

    Отражение эмоций и чувств партнера направлено на выяснение правильности его эмоционального состояния. Для говорящего это показывает, что его понимают, а слушающий осознает суть происходящего. Резюмирование — это подытоживание основных идей и чувств говорящего.

    Рефлексивное слушание эффективно только в том случае, если оно базируется на эмпатийном слушании, т. е. если мы сначала попытались понять, услышать собеседника. Если же приемы рефлексивного слушания применяются на основе априорного знания того, что хочет сказать партнер, т. е. на основе предубежденного слушания, то вряд ли взаимопонимание будет установлено. Поэтому часто «неумение слушать» есть не что иное, как нежелание слушать собеседника.

    Такое нежелание слушать может быть вызвано ситуацией общения. Например, при общении с хорошо знакомыми людьми нередко возникает иллюзия, что внимательно слушать их нет необходимости, поскольку мы наперед знаем все, что они могут сказать и подумать, поэтому мы их и так поймем правильно. Такая позиция

    Раздел I. Психология общения

    «слушания вполуха» всегда приводит к потере важной информации и росту взаимного непонимания.

    Часто мы невнимательно слушаем собеседника из-за отсутствия терпения. Собеседник, по нашему мнению, слишком долго подходит к сути разговора. Мы раздражаемся: нам кажется, что на его месте мы говорили бы короче (и, возможно, это действительно так и было бы). Однако в этой ситуации надо проявить снисходительность к манере разговора собеседника, так как иначе он разговаривать не умеет.

    Другая ситуация — фиксация на собственных проблемах и невнимательное отношение к другим людям. В этом случае человек лишь имитирует внимание к собеседнику, делает вид, что слушает, а на самом деле думает о своем, не имеющем отношения к теме разговора.

    Мешает слушанию и слишком большое внимание, уделяемое внешности собеседника, его манерам, недостаткам речи — бормотанию, заиканию, монотонности.

    Наконец, «неумение слышать» может быть связано с расхождением взглядов и непримиримой позицией собеседников, испытывающих друг к другу враждебность и проявляющих вследствие этого негативизм в отношении получаемой информации.

    Слушая, надо:

    •     Забыть личные предубеждения против собеседника.

    •     Не спешить с ответами и заключениями.

    •     Разграничивать факты и мнения.

    •     Следить за тем, чтобы ваша речь была предельно ясной и точной.

    •     Быть беспристрастным в оценке того, что вы услышали от собеседника.

    •     Действительно слушать, а не делать вид, будто слушаете, не отвлекаться на посторонние мысли.

    •     Вступая в беседу, не считать, что уже имеешь непоколебимую позицию.

    •     Настроить себя на волну внутренней заинтересованности в теме беседы или спора.

    •     Выделить для себя главные мысли собеседника и постараться правильно понять их.

    •     Быстро сопоставлять полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращаться к основному содержанию беседы.

    •     Даже оставаясь всего лишь внимательным слушателем, не высказывающим собственного мнения, тем не менее быть активным, а не пассивным участником беседы, обсуждения, спора.

    •     За время беседы постараться в паузах два-три раза мысленно обобщить услышанное.

    Р. Вердербер и К. Вердербер (2007) приводят резюме характеристик хорошего и плохого слушателя (табл. 3.1).

    Таблица 3.1. Характеристики хорошего и плохого слушателя







































































    Характеристики

    Хорошие слушатели

    Плохие слушатели

    Сосредоточение







    Внимательны к важной инфор-

    мации. Подготавливаются

    физически и психологически.

    Слушают объективно, вне зави-

    симости от эмоциональной зна-

    чимости. Слушают по-разному,

    в зависимости от значимости ситуации

    Могут не слушать, что им говорят.

    Сидят, развалившись, смотрят

    в окно и позволяют себе мысленно

    отвлекаться. Заметно реагируют

    на эмоциональную речь. Слушают

    одинаково вне зависимости от

    типа информации

    Понимание










    Приписывают сказанному пра-

    вильное значение. Обращают

    внимание, каковы цель, ключевые

    пункты и подтверждающая инфор-

    мация. Задают продуманные

    вопросы, предвосхищая информа-

    цию. Применяют парафраз, чтобы

    проверить свое понимание инфор-

    мации. Ищут скрытое значение

    в невербальных сигналах

    Слышат сказанное, но или не

    способны понять, или понимают

    неправильно. Не уделяют

    внимания способу организации

    информации. Не способны

    предвосхищать информацию.

    Редко осмысливают полученную

    информацию или не делают

    этого никогда. Игнорируют

    невербальные сигналы

    Запоминание






    Сохраняют информацию. Повто-

    ряют ключевую информацию.

    Мысленно создают мнемониче-

    ские приемы запоминания для

    списка слов или идей. Делают

    заметки

    Интерпретируют информацию

    точно, но забывают ее. Считают,

    что запомнят и так. Редко выделя-

    ют какую-либо информацию как

    особенно важную. Полагаются

    только на память

    Оценка



    Слушают критически. Разделяют

    факты и умозаключения.

    Анализируют умозаключения

    Слушают и понимают, но не способ-

    ны взвесить и оценить услышанное.

    Не видят разницы между фактами и умозаключениями. Принимают информацию как она есть

    Эмпатическая

    реакция

    Говорят слова утешения и под-

    держки. Дают альтернативную интерпретацию

    Глухи к радости или горю, меняют

    тему разговора

    Важно уметь не только слушать, но и слышать то, что собеседник сообщает, т. е. правильно понимать и интерпретировать полученную информацию. Этому, однако, может помешать ожидание получения от собеседника информации определенного содержания. Это может значительно исказить понимание того, что сказал собеседник.

    Однажды в лабораторию физиологии труда, где я работал некоторое время, пришел корреспондент молодежной газеты в поисках информации с «передового края науки». Заведующий лабораторией посоветовал корреспонденту поговорить с аспирантом, который изучал влияние представлений о движениях на изменение биотоков в мышцах, т. е. идеомоторный акт. Через две недели мы прочли в газете заметку этого корреспондента, который писал, что молодой ученый такой-то изучает вопрос о том, как по биотокам в мышце можно читать мысли человека.

    Этот феномен, когда человек слышит не то, что говорят, а что он хочет услышать, получил название «ошибки интервьюирования».

    * * *

    Эффективность общения зависит от имеющихся у людей психологических установок, их возрастных и половых характеристик, морально-политического облика (убеждения, мировоззрения, идеалы, отношение к природе, к труду, учению, культуре, к другим людям и к самому себе), уровня интеллектуального развития, интересов, склонностей, степени внушаемости, коммуникабельности, т. е. легкости установления контактов с другими людьми.

    Для эффективного общения имеют значение и другие особенности личности, которые мы рассмотрим более подробно в главе 4.


    Please publish modules in offcanvas position.