Психология общения и межличностных отношений - Тест «Родители глазами ребенка»

    Содержание материала

    Тест «Родители глазами ребенка» 1

    Методика является визуально-вербальной, состоит из картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

    Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

    Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к матери и отцу.

    Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

    Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков, из которых я оставил только два, имеющие отношение к оценке детьми матери и отца.

    Отношение к тому или иному родителю выражается количеством его выборов, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

    Ключ


    № шкал

    Назначение шкал

    № заданий

    1

    Отношение к матери

    1–15, 16, 18, 19–20

    2

    Отношение к отцу

    1–15, 17, 19–20

    1 Тест является фрагментом детской методики Рене Жиля, взятой из публикации: Гильяшев И. Н., Игнатьева Н. Д. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психологическое исследование личности в клинике. Л., 1978. Она представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами.

    Стимульный материал к методике Рене Жиля

    1.  Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

    2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

    3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

    4.  А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра или друг).

    5.  Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

    6. Ты гостишь у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей (папы, мамы, брата, сестры) и твою комнату.

    7. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть, тебе все равно? Напиши ниже.

    8.   Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда
    ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого
    человека. Кого бы ты взял с собой?

    Напиши ниже.

    9.   Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь
    об этой неприятности?

    Напиши ниже.

    10.   У тебя болят зубы и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать боль
    ной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь,
    то кто этот человек?

    Напиши ниже.


    13. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.



    11.    Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

    12.    Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.


    14. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

    15.   Тебе и некоторым другим дали подарки.

    Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши ниже.

    16.    Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

    17.    Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению?

    Подчеркни один из этих ответов.

    18.   Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не отве
    тишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти
    вопреки запрещению?

    Подчеркни один из этих ответов.

    19.   Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных
    мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?


    20. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.



    Please publish modules in offcanvas position.