Теория государства и права (конспект лекций) - Вопрос 16. Форма государственного устройства

    Содержание материала

    Вопрос 16. Форма государственного устройства

    1. Общее понятие формы государственного устройства и ее виды.

    2.   Унитарное государство.

    3.   Федерация.

     4. Виды федераций и их особенности. 5. Конфедерация.

    1. Форма государственного устройства способ территориальной организации государства, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями. Основными видами форм государственного устройства являются:

    •       унитарное государство;

    •       федерация;

    •       конфедерация.

    2. Унитарное государство имеет единую территорию и единую (централизованную) систему государственной власти. Можно выделить следующие признаки унитарного государства:

    •       единство и однородность территории;

    •       отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государств в государстве);

    •       деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;

    •       административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;


    •       наличие только одной общегосударственной конституции;

    •       наличие единой системы законодательства;

    •       наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

    •       парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

    •       органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;


    •       единое гражданство для всей страны;

    •       единая денежная система;

    •       общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.


    Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением.

    Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швеция, Португалия, Италия, Франция, Венгрия.

    Особой разновидностью унитарных государств можно считать унитарные государства с автономиями, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.

    Примеры унитарных государств с автономиями: Китай (имеет в своем составе ряд автономий Тибет, Внутренняя Монголия, Гонконг (Сли-ган) и др.), Испания (область Басков), Украина (Крымская автономная республика), Узбекистан (Каракалпакская автономная республика), Дания (Фарерские острова и Гренландия).

    3.  Федерация сложное (союзное) государство, состоящее из частей, об
    ладающих признаками государства.

    Можно выделить следующие признаки федерации:

    •       территорию федерации составляют территории ее субъектов;

    •       субъекты федерации обладают признаками государства имеют срою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

    •       в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности, разграничиваются полномочия между субъектами' федерации и федеральным центром;

    •       высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам федеральному президенту (в президентской республике), правительству парламенту, судам;

    •       наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству;

    •       парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя интересы субъектов.

    4.  Федерации могут быть:

    •       территориальными;

    •       национальными;

    •       национально-территориальными.

    В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах.

    Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика.

    В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве примеров национальной федерации можно привести: Союзную Республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 г.).

    Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями.

    Особый вид федераций национально-территориальные, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеральная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов -земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

    5. Реликтовой формой государственного устройства является конфедерация.

    ' Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация союзом государств. Для конфедерации характерны:

    •       слабый уровень интеграции составляющих ее частей;

    •       наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства собственной армии, гражданства, законодательства;

    •       отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий;

    •       право свободного выхода из конфедерации.

    Конфедерация временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства.

    Примерами конфедераций являются: Швейцария в 1815 1848 гг. (объединилась в федерацию), Сенегамбия (после попытки в 1982 г. объединить Сенегал и Гамбию распалась в 1989 г. на независимые государства).



    Please publish modules in offcanvas position.