Теория государства и права (конспект лекций) - Вопрос 65. Систематизация законодательства

    Содержание материала

    Вопрос 65. Систематизация законодательства

    1. Общее понятие систематизации

    законодательства, ее формы и значение.

    2.        Учет нормативных актов.

    3.   Инкорпорация.

    4.        Консолидация.

    5.   Кодификация.

    1. Систематизация законодательства - это деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему.

    Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества.

    Самостоятельными формами систематизации являются:

    •       учет;

    •       инкорпорация;

    •       консолидация;

    •       кодификация.

    2. Учетом.нормативньх актов называются сбор действующих нормативных актов их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан. В России учету подлежат:

    • федеральные конституционные законы;

    • федеральные законы;

    • нормативные указы Президента РФ;

    • нормативные акты Правительства РФ;

    • акты федеральных органов исполнительной власти;

    • законы субъектов РФ;

    • акты соответствующих органов местного самоуправления;

    • нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ;

    • постановления Конституционного Суда РФ.

    Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота, достоверность, удобство. Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:

    • журнальный учет; • картотечный учет; • поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии;

    автоматизированный учет.

    Журнальный учет ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам.

    Наиболее удобная форма журнального учета тематико-предметная

    (акты систематизируются по отраслям права).

    При картотечном учете его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты

    нормативно-правовых актов.

    К   очки обычно располагаются по хронологическому, алфавитнопредметному и предметно-отраслевому принципам.

    При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении

    в соответствующие карточки вносятся изменения .

    Поддержание нормативно-правоных актов в контрольном состоянии

    подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом

    вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты

    соответствующих нормативно-правовых актов.


    Наиболее удобным и распространенным в настоящее время является автоматизированный учет законодательства (с помощью компьютера).

    В России пользуются популярностью такие компьютерные информационно-поисковые системы законодательства, как "Консультант-плюс", "Гарант", "Кодекс".

    3. Инкорпорацией называется объединение нормативно-правоных актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства.

    Наиболее значительн\Iми примерами инкорпорации в России и СССР было создание Свода законов Российской Империи 1832 г. и Собрания законодательства СССР 1960 1970 гг.

    Инкорпорация может быть:

    • официальной (своды законов государства и т. д.);

    • полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств); неофициальной (создание сборников и т. д . по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.).

    Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

    4. Консолидацией называется объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов.

    Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.

    5. Кодификация коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания (как правило, ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).

    Акт, возникший в результате кодификации:

    v  охватывает обширную сферу однородных отношений;

    имеет важное значение для всего общества;

    • стабилен и действует длительное время;

    • значителен по объему;

    • имеет сложную структуру;

    • является единым и внутренне логичным документом.

    Формами коднфнцированных актов являются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

    Основы законодательства акт федерального уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов федерации.

    В СССР насчитывалось 16 основ законодательства, содержавших в основном базовые отраслевые нормы, которые развивались в республиканских кодексах.

    Кодекс сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу общественных отношений и подлежащий непосредственному применению.

    Кодекс, как правило, стоит "во главе" нормативного материала соответствующей отрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.).

    По структуре кодекс обычно состоит из общей части, которая устанавливает базовые принципы данной отрасли, и особенной части, которая детально регламентирует институты, пединституты регулируемой отрасли права.

    Уставы определяют правовое положение органов, организаций (например, Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые виды деятельности (воинскую службу и др.). Устав сложный комплексный акт, имеющий внутреннюю структуру, однако регулирует не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом).

    Положения обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации; правила регулируют определенный род деятельности.


    Please publish modules in offcanvas position.