Теория государства и права (конспект лекций) - Вопрос 57. Конституция как источник права

    Содержание материала

    Вопрос 57. Конституция как источник права

    1. Общее понятие конституции.

    2.   Предмет регулирования конституции.

    3.   Функции конституции.

    4.       Черты конституции.

    1. Конституция основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими органами государственной власти либо народом на референдуме.

    2. Предметом регулирования конституции являются общественные отно
    шения, обладающие повышенной устойчивостью, стабильностью, гла
    венством, влиянием на все иные общественные отношения и пред
    ставляющие наибольшую значимость для общества. Это:

    •       основы экономических отношений;

    •       отношения собственности;

    •       статус личности (права и свободы человека);

    •       устройство государственного механизма (высшие и иные органы государственной власти);

    •       отношения по поводу государственной власти;

    •       форма правления;

    •       форма государственного устройства.

    3. Функции конституции основные направления реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение конституции. К основным функциям конституции относятся:

    •       учредительная;

    •       организаторская;

    •       идеологическая;

    •       информационная;

    •       стабилизирующая;

    •       программная.

    Учредительная функция конституции выражается в том, что конституция узаконивает (легитимизирует) само государство, общественно-политический, экономический строй, существующую систему государственных органов, отношения по поводу государственной власти, статус личности, основы правовой системы (в современную эпоху цивилизованное государство практически не может существовать без его выражения в праве); устанавливает (учреждает) новые государственные органы, общественные отношения (например, Конституция РФ учредила новые высшие органы государственной власти Государственную Думу и Совет Федерации, иной статус Президента, новые отношения собственности и статус личности, которые затем стали реаль-ностью).

    Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает определенный правовой и политический порядок в стране, вносит ясность во взаимоотношения по поводу государственной власти и между органами государственной власти (пример: несмотря на свои недостатки, Конституция РФ 1993 г. упорядочила отношения между органами государственной власти, перевела противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти в более цивилизованные формы).

    Идеологическая функция конституции состоит в том, что она, как правило, отражает соотношение классовых (социальных групп) в обществе и выражает волю, интересы господствующих классов, а также является идеологической базой проводимой ими политики (например, социалистические конституции отражали идеологию пришедших к власти политических сил, оказывали идеологическо-пропагандистское влияние на общество в целом; современная Конституция России способствует укреплению в обществе идеологии рыночной экономики, частной собственности, приоритета прав и свобод человека, демократии и политического плюрализма).'

    Смысл информационной функции в том, что конституция выступает источником информации (как для собственного народа, так и для внешнего мира) о стране, ее политической, экономической и правовой системе, государственных органах, форме правления, форме государственного устройства, статусе личности.

    Стабилизирующая функция заключается в том, что конституционные нормы, отличаясь повышенной стабильностью, удерживают развитие общества в определенном русле, не позволяют бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс (что несет в себе опасность разрушения общества и государства), укрепляют сложившиеся общественные отношения.

    Программная функция заключается в том, что конституция:

    •       содержит ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее (например, норма-программа современной Конституции России о стремлении отменить смертную казнь);

    •       закрепляет некоторые общественные отношения, которые в момент ее принятия являются новыми, не имеют широкого распространения, однако благодаря такому закреплению данные отношения постепенно становятся реальностью, тем самым конституция "программирует" общественное развитие, задает ему тон (например, Конституция РФ 1993 года закрепила новые для России отношения рыночной экономики, подлинного федерализма, новую систему органов государственной власти, что заложило основу их дальнейшего развития и превратило их в реальность сегодняшнего дня).

    4. Основными чертами конституции (характеризующими ее признаки как юридического документа) являются:

    •       основополагающий характер;

    •   стабильность;

    •   реальность;

    •       народность;

    •       высшая юридическая сила.

    Основополагающий характер конституции означает то, что конституция регулирует главные, определяющие, ключевые для жизни-государства общественные отношения (как правило, конституция не регулирует второстепенные вопросы). Те отношения, которые регулирует конституция, оказывают влияние на все иные общественные отношения и, как правило, носят общий характер. Обычно конституция, несмотря на свой небольшой объем, пытается всесторонне охватить важнейшие общественные отношения.

    Стабильность предполагает повышенную устойчивость конституционных норм. Это достигается:

    •       спецификой регулируемых конституцией общественных отношений (носят неизменный, длительный характер на протяжении большого периода времени);

    •       особой процедурой принятия конституции, внесения в нее изменений и дополнений (как правило, конституция принимается высшими органами государственной власти квалифицированным большинством -либо народом на референдуме).

    Реальность конституции подразумевает ее соответствие сложившимся общественным отношениям, политическому и экономическому строю. Противоположностью реальной конституции является фиктивная конституция, которая не отражает фактического состояния общества (например, конституции ряда авторитарных и тоталитарных государств декларируют права и свободы человека, устанавливают демократическую по форме систему органов государственной власти, однако на практике права и свободы человека, закрепленные в конституции, не соблюдаются, а формирование и деятельность органов государственной власти происходят под жестким контролем со стороны правящей партии, хунты и т. д. и носят показной, фиктивный характер).

    Народность конституции предполагает:

    •       участие народа в создании и принятии конституции (общенародные дискуссии о новой конституции, разработка, принятие конституции избранным народом парламентом, принятие конституции народом на референдуме);

    •       отражение в нормах конституции мнения, пожеланий народа (конституция должна соответствовать желанию' народа, чтобы конституционные отношения регулировались именно так, как это есть в конституции, и не иначе).

    Высшая юридическая сила означает, что все нормативно-правовые акты, принятые в стране (законы, подзаконные акты), соответствовали и не


    противоречили конституции. В случае их расхождения действуют конституционные нормы. Конституция возглавляет всю иерархию нормативно-правовых актов.


    Please publish modules in offcanvas position.