Теория государства и права (конспект лекций) - Вопрос 63. Виды законов в Российской Федерации

    Содержание материала

    Вопрос 63. Виды законов в Российской Федерации

    1. Общее понятие закона в РФ.

    2. Классификация законов в РФ.

    3.  Федеральные законы.

    4.      Федеральные конституционные законы.

    5.  Законы субъектов Российской Федерации.

    1.  Закон нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в

    особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    2.  Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, приняв
    шего их) в Российской Федерации являются:

    •  федеральные законы;

    • законы субъектов федерации.

    В свою очередь федеральные законы подразделяются на:

    •       федеральные законы;

    •       федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

    3. Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

    Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

    Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе не ограничены, Советом Федерации 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

    Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

    В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) преодоление вето Совета Федерации и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

    Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов


    Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето). Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа то есть соответственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон в течение 7 дней.

    4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:

    • о военном положении;

    •      о чрезвычайном положении;

    •       о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

    •  о изменении статуса субъекта РФ;

    •       о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

    •       о референдуме;

    •       о судебной системе;


    •       о судах основного звена;

    •       о Конституционном Суде РФ;

    •       о Верховном Суде РФ;

    •       о Высшем арбитражном суде РФ;

    •   о Конституционном собрании РФ.

    Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юриди-. ческой силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.

    По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

    5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации.


    Please publish modules in offcanvas position.