Вопрос 11. Подражание. Имитационное научение. Инсайт
1. Подражание |
2. Имитационное научение |
3. Инсайт |
1. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение одним объектом движений, действий, поведения другого.
В развитии человека подражание является одним из главных путей усвоения опыта, особенно на ранних этапах развития. Подражание может осуществляться:
✓ непроизвольно;
✓ произвольно.
Подражание обладает двумя определяющими свойствами: подражание должно быть избирательным, т. е. реакция, называемая подражательной, возникает после определенного поведения модели, а не при множестве других различных условий;
✓ способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка, так как подражание — это эффективный способ усвоения нового.
2. Имитационное научение характерно тем, что способствует расширению и обогащению врожденных форм поведения путем заимствования чужого опыта (особенно в процессе онтогенеза^
Практически с рождения ребенок, даже не понимая этого, общается с другими людьми (с кормящей матерью, нянечкой и др.).
На данном этапе ребенок бессознательно копирует различные черты поведения окружающих людей. Яркий пример — усвоение за окружающими первых слов.
3. Инсайт — высшая форма научения, основывающаяся на ранее полученном опыте при сходных обстоятельствах (генерирование самостоятельных решений на основе ранее полученного опыта). Подобное научение доступно только высшим животным и человеку. При возникновении проблемной ситуации человек сначала оценивает ее с точки зрения полученного ранее опыта и начинает действовать самостоятельно.