Вопрос 9. Особенности онтогенеза
1. Онтогенез позвоночных |
2. Продолжительность периода онтогенеза |
3. Этапы зрелости позвоночных |
1. Процесс онтогенеза позвоночных включает этапы:
✓ эмбриональный (пренатальный) — с момента дробления оплодотворенной клетки и до рождения;
✓ постэмбриональный (постнатальный) — включает периоды:
• ранний постнатальный (особенно продолжителен у незрело- рождающихся животных). Его окончание — созревание;
• ювенильный (игровой) заканчивается с началом полового созревания;
• полового созревания;
• зрелости;
• старческий.
2. Продолжительность протекания того или иного периода онтогенеза у каждого вида позвоночных может быть различной.
В эволюции наблюдается увеличение длительности онтогенеза, что позволяет животным достичь высокого уровня психического развития путем:
✓ облигатного научения (практика);
✓ факультативного имитационного поведения (наблюдение) — помогает овладеть теми способами взаимодействия со средой, которые свойственны данной популяции, стае, семье.
Кроме того, появляется возможность познавать окружающий мир через игру, которая появляется только у высших животных.
3. Детеныши позвоночных рождаются на разных этапах зрелости:
✓ зрелорожденными — с момента рождения способны к самостоятельному выполнению основных жизненных функций. Например, у турухтана (отряд кулики) вылупившиеся птенцы проявляют много признаков зрелорождения: в первые часы жизни они уже способны самостоятельно двигаться; формирование пшцедобыва- тельного поведения также проходит относительно быстро;
✓ незрел врожденным и — на протяжении определенного времени не могут выполнять основные функции и зависят от родительского ухода. Примером такой степени зрелости может служить новорожче 1111 ы й ч ej i о век.
Проявления зрелорожцения встречаются редко. Обычно наблюдаются переходные степени зрелости.
У незрелорождаюшихся животных и человека наблюдаются:
✓ не вполне законченное развитие нервной системы, поэтому на врожденные формы поведения оказывает огромное влияние окружающая среда;
✓ формирование поведения на основе соединения врожденных и приобретенных форм в соответствии с конкретными условиями среды;
✓ большая приспособляемость к постоянно меняющимся условиям среды;
✓ активное воздействие на окружающую среду на основе развития рецепторных систем, двигательной активности.