Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 9. Особенности онтогенеза

    Содержание материала

    Вопрос 9. Особенности онтогенеза

    1. Онтогенез позвоночных

    2. Продолжительность периода онтогенеза

    3. Этапы зрелости позвоночных


    1.   Процесс онтогенеза позвоночных включает этапы:

    ✓ эмбриональный (пренатальный) — с момента дробления оплодотворенной клетки и до рождения;

    постэмбриональный (постнатальный) — включает периоды:

    •   ранний постнатальный (особенно продолжителен у незрело- рождающихся животных). Его окончание — созревание;

    •    ювенильный (игровой) заканчивается с началом полового созревания;

    •    полового созревания;

    •    зрелости;

    •    старческий.

    2.  Продолжительность протекания того или иного периода онтогенеза у каждого вида позвоночных может быть различной.

    В эволюции наблюдается увеличение длительности онтогенеза, что позволяет животным достичь высокого уровня психического развития путем:

    облигатного научения (практика);

    факультативного имитационного поведения (наблюдение) — помогает овладеть теми способами взаимодействия со средой, которые свойственны данной популяции, стае, семье.

    Кроме того, появляется возможность познавать окружающий мир через игру, которая появляется только у высших животных.

    3.  Детеныши позвоночных рождаются на разных этапах зрелости:

    ✓ зрелорожденными — с момента рождения способны к самостоятельному выполнению основных жизненных функций. Например, у турухтана (отряд кулики) вылупившиеся птенцы проявляют много признаков зрелорождения: в первые часы жизни они уже способны самостоятельно двигаться; формирование пшцедобыва- тельного поведения также проходит относительно быстро;

    ✓ незрел врожденным и — на протяжении определенного времени не могут выполнять основные функции и зависят от родительского ухода. Примером такой степени зрелости может служить новорожче 1111 ы й ч ej i о век.

    Проявления зрелорожцения встречаются редко. Обычно наблюдаются переходные степени зрелости.

    У незрелорождаюшихся животных и человека наблюдаются:

    не вполне законченное развитие нервной системы, поэтому на врожденные формы поведения оказывает огромное влияние окружающая среда;

    формирование поведения на основе соединения врожденных и приобретенных форм в соответствии с конкретными условиями среды;

    ✓ большая приспособляемость к постоянно меняющимся условиям среды;

    активное воздействие на окружающую среду на основе развития рецепторных систем, двигательной активности.


    Please publish modules in offcanvas position.