Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 6. Механизм деятельности нервной системы

    Содержание материала

    Вопрос 6. Механизм деятельности нервной системы

    1. Нервные центры как основа деятельности нервной системы

    2. Принципы механизма деятельности нервной системы

    3. Неспецифическая активирующая система мозга

    4. Ощущения: типы и этапы формирования

    5. Управление поведением и эмоциональным состоянием


    1.  Механизм деятельности нервной системы заключается в организации нервных центров и регуляции их функционирования.

    Нервные центры — совокупность образований различных узлов центральной нервной системы, деятельность которой обеспечивает выполнение какой-либо функции целостного организма.

    Нервный центр состоит из связей:

    ✓ жестких — генетически детерминированы;

    ✓ гибких — формируются в процессе той или иной деятельности организма.

    Работа целостного организма требует постоянного функционирования разных центров: одни из них включаются, а другие выключаются.

    Констелляция нервных центров — формирование определенного сочетания нервных центров в данный момент деятельности ЦНС.

    2.  Механизм интегративной деятельности нервной системы функционирует согласно следующим принципам:

    ✓ доминанты. Понятие принципа доминанты введено русским психологом А.А. Ухтомским;

    общего конечного пути;

    функциональности.

    Доминанта — временно преобладающая система рефлексов, обусловливающая интегральный характер функционирования нервных центров в данный момент времени, что определяет поведение животного и человека.

    Характерными чертами доминанты являются:

    ✓ повышенная возбудимость;

    ✓ стойкость;

    ✓ способность к суммированию;

    ✓ инерция возбуждения (способность к продолжению реакции при отсутствии первоначального стимула).

    Принцип общего конечного пути (разработан Ч.С. Шеррингтоном)

    — основан на принципе конвергентности. Мотонейроны спинного мозга, к которым конвергируют помимо афферентных нейроны различных нисходящих трактов, считаются конечным путем разнообразных структур мозга, связанных с регуляцией моторных функций.

    Акцептор — результат действия, обеспечивающий сопоставление ожидаемого и полученного результата.

    Концепция функциональной системы (разработана П.К. Анохиным)

    — заключается в том, что все составные элементы саморегулирующейся динамической системы взаимодействуют для получения полезного для организма приспособительного результата.

    3. Неспецифическая активирующая система мозга — структуры, обеспечивающие неспецифическое влияние на работоспособность ЦНС. К специфическим функциям ЦНС относятся функции, связанные с:

    ✓ восприятием;

    ✓ моторикой;

    ✓ веге тати кой;

    ✓ психическими процессами и состояниями ЦНС.

    В состав неспецифической активирующей системы мозга входят следующие элементы:

    ✓ неспецифические ядра таламуса;

    ✓ некоторые образования лимбической системы и коры полушарий большого мозга.

    Для неспецифической активирующей системы мозга присущи следующие свойства:

    афферируется прочими отделами ЦНС, в особенности, анализаторами, что оказывает стимулирующее действие на систему;

    распространяет сигналы на всех уровнях структур головного мозга;

    получает сигналы (как возбуждающие, так и тормозящие) соответствующих структур головного мозга — в связи с возможностью передачи сигналов на всех уровнях;

    активность данной системы возрастает при выбросе в кровь гормонов, вырабатываемых надпочечниками. При этом усиливается психоэмоциональное напряжение, которое, в свою очередь, активизирует данную систему.

    Наиболее значимыми структурами, участвующими в интегра- тивной деятельности ЦНС, являются системы:

    проекционные — обеспечивают проведение по всем уровням спинного и головного мозга информации о воспринимаемых раздражителях;

    ассоциативные — имеют функциональную дифференциацию в зависимости от положения;

    интегративно-пусковые — имеют выходы к моторным аппаратам ствола и спинного мозга;

    лимбико-ретикулярные — энергетическое, эмоциональное и вегетативное обеспечение деятельности.

    4. Ощущения возникают как результат переработки ЦНС воздействий на разные органы чувств различных видов энергии, поступающей на рецепторы в форме физических стимулов. Для разнообразных органов характерны следующие типы ощущений:

    зрение (сетчатка):

    •    яркость;

    •    контрастность;

    •     

    слух (улитка):

    равновесие (вестибулярный аппарат):

    осязание (кожа): . давление;

    . вибрация и т. д.;

    вкус (язык):

    •     сладкий и кислый;

    •     горький и соленый и т. д.;

    обоняние (обонятельные нервы) — запахи (цветочный, фруктовый, мускусный, пикантный и т.д.).

    Пpoцecc формирования ощущения проходит следующие этапы:

    стимул попадает на определенный рецептор;

    рецептор преобразует энергию в нервные импульсы, содержащие информацию о жизненно важных параметрах стимула;

    импульсы попадают в ЦНС и перерабатываются на всех ее уровнях;

    переработанный сигнал поступает в кору головного мозга;

    достигнув проекционных зон коры головного мозга, информация вызывает ощущение соответствующей модальности;

    ассоциативные волокна, связывающие между собой отдельные части коры головного мозга, вызывают образы.

    Образ является результатом совместного действия нескольких анализаторов.

    В зависимости от наиболее активно функционирующего анализатора выделяют следующие формы восприятия:

    зрительное;

    обонятельное;

    слуховое;

    осязательное.

    5. Одной из главных функций психической деятельности является управление поведением и эмоциональным состоянием.

    Система управления состоит из:

    ✓ объекта управления — имеет определенное целевое назначение и изменяется под воздействием управляющей системы;

    ✓ управляющей системы, назначение которой состоит в управлении объектом.

    Процесс управления заключается в обмене информацией управляющей системы с объектом управления (прямая связь) и наоборот (обратная связь).

    Каналы прямой связи — каналы, передающие информацию для объекта управления.

    Каналы обратной связи — каналы, несущие информацию для системы управления о результатах выполненных объектом управления команд, а также о настоящем состоянии объекта.

    Процесс, осуществляемый системой управления, как и сама система, могут испытывать влияние внешней среды.

    Для осуществления корректного управления система должна состоять из следующих элементов:

    приема-передачи информации;

    хранения информации:

    •     программы:

    •     правила;

    •     эталоны;

    •        результаты деятельности;

    сличения эталонов и результатов;

    ✓        оценки состояния и ситуации;

    ✓        принятия решения;

    ✓        выдачи команды на исполнение.

    Процесс обработки информации проходит следующие этапы:

    прием информации:

    •     обнаружение сигнала;

    •        опознание сигнала;

    •     идентификация сигнала с реальным объектом (процессом);

    принятие решения:

    •     оценка ситуации;

    •     оценка метода воздействия на ситуацию;

    реализация решения:

    •     выбор действия;

    •    осуществление действия.


    Please publish modules in offcanvas position.