Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 21. Научение как элемент восприятия

    Содержание материала

    Вопрос 21. Научение как элемент восприятия

    1. Понятие научения

    2. Реактивное научение

    3. Оперантное научение

    4. Когнитивное научение

    5. 1 Механизм научения


    1. Научение — выработка новых форм реагирования на внешние воздействия, в связи с чем меняется значимость данного восприятия или возникает первичное восприятие.

    Понятие научения заключает в себя: ✓ обучение — наличие обучающих форм; учение — наличие условий обучения.

    Процессы, обеспечивающие научение таковы:

    потребность к научению;

    внимание:

    •    произвольное;

    •    непроизвольное;

    восприятие;

    память;

    мышление;

    соотношение сознательного и бессознательного;

    автоматизация навыков.

    2. Различают три группы способов поведения при научении:

    реактивное;

    оперантное;

    когнитивное.

    Реактивное поведение — проявляется в трансформации нейронных цепей и формировании новых следов памяти, организм реагирует пассивно. Выделяют следующие разновидности реактивного научения:

    привыкание — отсутствие реакции на какой-либо повторяющийся внешний раздражитель за счет изменений на рецепторном уровне;

    сенсибилизация — повторение стимула выражается в повышенной активизации организма, что приводит к большей чувствительности организма к данному стимулу;

    импринтинг — наследственно запечатленное необратимое формирование определенной специфической формы реагирования:

    условные рефлексы — механизм приспособления организма. Условные рефлексы образуются, когда действие любого фактора внешней или внутренней среды совпадает с действием раздражителя, вызывающего какой-либо безусловный рефлекс, или предшествует ему; в результате фактор (ситуация), не вызывавший ранее данного рефлекторного ответа, начинает его вызывать, т. е. становится условным (сигнальным) раздражителем.

    3.  Оперантное поведение — выработка реакций, положительных для жизни организма, и удаление отрицательных реакций. Существует три вида оперантного научения:

    ✓ метод проб и ошибок;

    ✓ формирование автоматизированных реакций;

    ✓ подражание.

    Метод проб и ошибок — вид научения, при котором посредством подбора человек находит верный способ преодоления препятствий, отказываясь от неверных способов.

    Формирование автоматизированных реакций — создание сложных поведенческих реакций поэтапно. Каждый этап данного вида научения требует подкретения:

    ✓ положительного;

    ✓ отрицательного.

    Подражание — научение посредством наблюдения и повторения действий. Различают следующие формы подражания:

    ✓ абсолютное подражание — повторение действий без понимания их значения;

    викарное научение — подражание, в котором присутствует понимание.

    4.  Когнитивное научение формируется у человека постепенно, по мере созревания нервной системы, что позволяет устанавливать связи между отдельными элементами окружающего мира на основе усвоенных в прошлом опыте понятий.

    Существуют следующие виды когнитивного научения:

    ✓ латентное научение;

    ✓ обучение сложным психомоторным навыкам;

    ✓ инсайт;

    ✓ научение путем рассуждений.

    Латентное научение — выборка корректной реакции в результате аналитической обработки поступающей и имеющейся информации.

    Обучение сложным психомоторным навыкам происходит в течение всей жизни человека и зависит от его индивидуальных психомоторных активностей.

    Инсайт заключается в объединении всей информации, имеющейся в памяти человека и использовании ее в новом качестве.

    Научение путем рассуждений — научение посредством мыслительного процесса.

    5. Механизмами научения являются: длительная деполяризация мембран;

    изменение активности кальциевых каналов.

    На процесс научения огромное влияние оказывает:

    возраст;

    мотивация;

    внимание;

    память;

    мышление;

    индивидуальные способности и др.


    Please publish modules in offcanvas position.