Вопрос 21. Научение как элемент восприятия
1. Понятие научения |
2. Реактивное научение |
3. Оперантное научение |
4. Когнитивное научение |
5. 1 Механизм научения |
1. Научение — выработка новых форм реагирования на внешние воздействия, в связи с чем меняется значимость данного восприятия или возникает первичное восприятие.
Понятие научения заключает в себя: ✓ обучение — наличие обучающих форм; учение — наличие условий обучения.
Процессы, обеспечивающие научение таковы:
✓ потребность к научению;
✓ внимание:
• произвольное;
• непроизвольное;
✓ восприятие;
✓ память;
✓ мышление;
✓ соотношение сознательного и бессознательного;
✓ автоматизация навыков.
2. Различают три группы способов поведения при научении:
✓ реактивное;
✓ оперантное;
✓ когнитивное.
Реактивное поведение — проявляется в трансформации нейронных цепей и формировании новых следов памяти, организм реагирует пассивно. Выделяют следующие разновидности реактивного научения:
✓ привыкание — отсутствие реакции на какой-либо повторяющийся внешний раздражитель за счет изменений на рецепторном уровне;
сенсибилизация — повторение стимула выражается в повышенной активизации организма, что приводит к большей чувствительности организма к данному стимулу;
импринтинг — наследственно запечатленное необратимое формирование определенной специфической формы реагирования:
✓ условные рефлексы — механизм приспособления организма. Условные рефлексы образуются, когда действие любого фактора внешней или внутренней среды совпадает с действием раздражителя, вызывающего какой-либо безусловный рефлекс, или предшествует ему; в результате фактор (ситуация), не вызывавший ранее данного рефлекторного ответа, начинает его вызывать, т. е. становится условным (сигнальным) раздражителем.
3. Оперантное поведение — выработка реакций, положительных для жизни организма, и удаление отрицательных реакций. Существует три вида оперантного научения:
✓ метод проб и ошибок;
✓ формирование автоматизированных реакций;
✓ подражание.
Метод проб и ошибок — вид научения, при котором посредством подбора человек находит верный способ преодоления препятствий, отказываясь от неверных способов.
Формирование автоматизированных реакций — создание сложных поведенческих реакций поэтапно. Каждый этап данного вида научения требует подкретения:
✓ положительного;
✓ отрицательного.
Подражание — научение посредством наблюдения и повторения действий. Различают следующие формы подражания:
✓ абсолютное подражание — повторение действий без понимания их значения;
✓ викарное научение — подражание, в котором присутствует понимание.
4. Когнитивное научение формируется у человека постепенно, по мере созревания нервной системы, что позволяет устанавливать связи между отдельными элементами окружающего мира на основе усвоенных в прошлом опыте понятий.
Существуют следующие виды когнитивного научения:
✓ латентное научение;
✓ обучение сложным психомоторным навыкам;
✓ инсайт;
✓ научение путем рассуждений.
Латентное научение — выборка корректной реакции в результате аналитической обработки поступающей и имеющейся информации.
Обучение сложным психомоторным навыкам происходит в течение всей жизни человека и зависит от его индивидуальных психомоторных активностей.
Инсайт заключается в объединении всей информации, имеющейся в памяти человека и использовании ее в новом качестве.
Научение путем рассуждений — научение посредством мыслительного процесса.
5. Механизмами научения являются: длительная деполяризация мембран;
✓ изменение активности кальциевых каналов.
На процесс научения огромное влияние оказывает:
✓ возраст;
✓ мотивация;
✓ внимание;
✓ память;
✓ мышление;
✓ индивидуальные способности и др.