Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О.

    Содержание материала

    Вопрос 1. Предмет и методы психологии

    1. Понятие психологии

    2. Представления о методе в психологии

    3. Понятия парадигмы Подходы.Описательная и объяснительная психология

    1. Психология (греч. психо — душа; древнегреч. — мысль, причина; логос — наука, учение) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике человека, либо животного. Задачи психологии".

    ✓  описание и оценка человеческой деятельности с точки зрения внутренней организации;

    ✓  выработка правил и норм, которыми следует руководствоваться в своей деятельности.

    Применительно к психологии различают методологию:

    ✓ философскую;

    ✓  общенаучную;

    ✓  конк реп ю-н аучную.

    Философская методология — это учение о законах природы, общества и мышления, определяющее наиболее общие позиции применимо к действительности.

    В философской методологии выделяют два метода'.

    ✓  диалектический — предполагает представление о качественных этапах развития, опирается на анализ противоречий;

    метафизический — исходит из количественного понимания развития.

    Философская методология существует не как система жестких норм и указаний, а как основные ориентиры деятельности. На этом уровне также рассматриваются общие формы научного мышления:

    ✓  естественнонаучный;

    ✓  гуманитарный и др.

    Общенаучная методология — наука, разрабатывающая универ- сатьные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые с широким кругом наук.

    К этому уровню относятся:

    ✓  концепция системного научного анализа;

    структурно-уровневый подход;

    кибернетические принципы описания сложных систем. На этом уровне разрабатываются'.

    общие проблемы построения научного исследования;

    способы осуществления эмпирической и теоретической деятельности ученого, общие проблемы построения, в частности:

    •     эксперимента;

    •     наблюдения;

    . моделирования.

    Конкретно-научная методология разрабатывает пути решения тех же проблем в рамках одной конкретной науки. При этом выделяют системы знаний, создаваемые научными школами. Школы различаются объяснительными принципами и способами исследовательской и практической работы.

    2. Метод — это способ научного познания какой-либо реальности (в психологии — психической). По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

    Понятия метода и методики следует различать. Под методикой понимается конкретное воплощение метода, выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Например, тестирование — метод, конкретный тест — методика.

    В психологии в качестве главного метода изучения выделяют'.

    интроспекцию — т. е. наблюдение за содержанием и актами собственного сознания (Локк, Декарт, Вундт, Титченер, Брентано, Челпанов и др.). Вундт соединил интроспекцию с экспериментом. Метод интроспекции называют субъективным методом;

    объективный — т. е. естественнонаучный, позволяющий изучать то, что наблюдаемо (Бехтерев, Уотсон, Корнилов, Толмен, Скиннер и др.);

    понимание другого человека (Дильтей, Шпрангер и др.);

    эксперимент (сторонники экспериментальной психологии);

    эмпатическое слушание другого человека и диааог (Роджерс и др.).

    Предпочтение того или иного метода в психологии отражает методологические установки исследователя.

    По мнению иных исследователей:

    ✓  психология не имеет своего метода, так как не является наукой в полном смысле этого слова (Кант и др.);

    ✓  познание психики возможно только через изучение деятельности и поведения человека, т. е. опосредованно (Рубинштейн и его ученики).

    По мнению С.Л. Рубинштейна, показания нашего сознания не всегда достоверны. Ученый постулирует взаимосвязь внутренних и внешних проявлений психики, единства сознания и деятельности. Психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно — через отношение к объективному миру. В этом, по мнению Рубинштейна, суть природы психологического познания. Однако взаимосвязь внутренних и внешних проявлений психики человека не зеркальна. Эту взаимосвязь необходимо установить специальными методами. Таким образом, психологическое познание— это познание психического, опосредованного всеми существенными конкретными связями, в которые включена жизнь человека. Оно изучает не только механизмы психики, но и ее конкретное содержание. Предпочтение того или иного метода в психологии отражает методологические установки исследователя.

    Методология определяет парадигму познания в психологии:

    ✓  естественнонаучную;

    ✓  гуманитарную.

    3. Парадигма — это методологическая установка исследователя.

    Естественнонаучная парадигма ориентирована на выявление закономерностей и законов путем внешнего наблюдения и эксперимента. Человек рассматривается как объект в ряду других объектов.

    Гуманитарная парадигма ориентирована на познание человека не как объекта, а как субъекта, т. е. признание его уникальности, неповторимости и абсолютной ценности. Гуманитарная парадигма в науке исходит из принципа единства истины и ценностей, научности и нравственности.

    С данными парадигмами тесно связаны номотетический и идиографический подходы к психологическому исследованию. Первый подход ориентирован на выявление наиболее распространенных явлений, а второй — на изучение своеобразия от-

    дельных явлений. При номотетическом подходе исследуемый является одним из многих, а при идиографическом — представляет самоценность. Номотетический подход опирается на статистику, идиографический — на описание уникального случая. Один пытается объяснить, другой — понять. С номотетическим и идиографическим подходами связано деление науки психологии на объяснительную и описательную, т. е. либо направленную на поиски причин того или иного явления, либо — на понимание того или иного явления психической жизни человека в его целостном проявлении.

    В настоящее время наблюдается сближение различных подходов к психологическому исследованию.


    Please publish modules in offcanvas position.