Вопрос 15. Мотивы как черты личности
1. Значение мотивационных факторов |
2. Мотивация достижения успеха и избежания неудач |
3. Тревожность |
4. Самооценка и уровень притязаний |
5. Momuвы аффилиации и отвержения |
6. Мотив власти |
7. Мотив агрессивности |
1. Многие мотивационные факторы с течением времени становятся неотъемлемыми чертами личности человека. К таким мотивам можно отнести следующие:
✓ достижение успехов;
✓ избежание неудач;
✓ тревожность;
✓ самооценку;
✓ уровень притязаний.
Как личность характеризуют человека следующие факторы:
✓ потребность в общении (аффилиация);
✓ мотивы:
• власти;
• эгоизма;
•
✓ агрессивность.
2. Мотивация достижения успеха и избежания неудач является своеобразным видом человеческой мотивации.
Основателями теории мотивации и достижения успехов в различных видах деятельности считаются:
✓ Д. Макклеланд;
✓ Д. Аткинсон;
✓ X. Хекхаузен.
Можно выделить следующие положения данной теории: человек обладает двумя мотивами, функционально связанными с деятельностью. Это мотивы:
✓ достижения успеха;
✓ избежания неудач.
Человек, направленный на достижение успеха:
✓ ставит перед собой цель, достижение которой может быть расценено как успех;
✓ активно и сосредоточенно участвует в процессе деятельности, ищет ее, выбирает средства, позволяющие добиться успеха;
✓ при работе по достижению цели испытывает положительные эмоции.
Людей, стремящихся избежать неудач характеризует:
✓ неуверенность в себе и в возможности достижения успеха;
✓ боязнь критики;
✓ преимущественно отрицательные эмоции.
3. Огромным фактором для достижения успеха является наличие у субъекта состояния тревожности.
Тревожность бывает двух видов:
✓ ситуационная — личность испытывает тревожность, степень которой изменяется в зависимости от характера ситуации;
✓ личностная — предрасполагает человека к оценке ситуации, как опасной. Данная особенность носит устойчивый характер.
Люди, мотивированные на достижение успеха, обычно обладают низкой тревожностью, и наоборот.
Стимулирующим фактором для людей с ярко выраженной тревожностью служит информация об успехе.
4. Самооценка зависит от результатов деятельности, она бывает двух видов:
✓ реалистическая — характерна для людей, ориентированных на успех;
✓ нереалистическая — характерна для людей, ориентированных на неудачу.
Уровень притязаний — практический результат, которого субъект желает достичь в процессе деятельности.
5. Мотивы аффилиации проявляются как стремление наладить дружеские взаимоотношения. Имеют следующие проявления:
✓ внутренние:
• привязанность;
• верность;
✓ внешние:
•
•
Мотив аффиллиации порождает стшчь общения с людьми, характеризующийся проявлениями:
✓ уверенности;
✓ непринужденности;
✓ открытости;
✓ смелости.
Мотив отвержения — боязнь быть отвергнутым, не принятым значимыми людьми, характеризуется следующими проявлениями:
✓ неуверенность;
✓ скованность;
✓ неловкость;
✓ напряженность.
6. Мотив власти — устойчивое выраженное желание иметь власть над другими людьми, которое может быть выражено в следующих стремлениях:
✓ управлять социальным окружением;
✓ воздействовать на поведение людей в соответствии со своими интересами и потребностями;
✓ добиться расположения, сотрудничества, внимания;
✓ доказать свою правоту;
✓ получать те или иные преимущества.
Признаками наличия у человека мотива власти являются:
✓ постоянные, отчетливо выраженные эмоциональные переживания, связанные с контролем над другими людьми;
удовлетворение от победы в каком-либо виде деятельности;
✓ нежелание подчиняться, стремление к независимости;
✓ склонность доминировать над другими людьми.
7. Мотив агрессивности предполагает нанесение человеку ущерба любого вида:
✓ материального;
✓ морального;
✓ физического.
Агрессивные люди находят много возможностей для оправдания своих действий, среди них можно выделить следующие:
✓ сравнение своих агрессивных действий с действиями более серьезного агрессора и попытка доказательства того, что в сравнении с его деяниями совершенные действия не являются ужасными;
✓ "благородные цели";
✓ отсутствие личной ответственности;
✓ воздействие других людей;
✓ убеждение, что жертва "заслужила" такое обращение.