Вопрос 35. Эмоционально-психологическая саморегуляция
1. Процесс эмоционально-психологической саморегуляции |
2. Перцептивные навыки личности |
3. Экспрессивные навыки |
1. Эмоционально-психологическая саморегуляция непосредственно проявляется в умении:
✓ остро, активно реагировать на изменения обстановки общения;
✓ перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров.
В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы:
длительная эмоциональная подготовка к обсуждению проблемы, глубокое овладение темой и материалом предстоящей ситуации общения;
✓ эмоционально-психологическая идентификация на стадии разработки модели своего поведения (действий) и программы предстоящего общения;
✓ оперативная эмоционально-психологическая перестройка в обстановке общения.
Эмоиионально-психологическая саморегуляция:
✓ органически связана с выразительностью;
✓ приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками.
2. Перцептивные навыки личности проявляются в умении:
✓ управлять и организовывать свое восприятие;
✓ верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению;
✓ "считывать" изменения в лице, голосе, жесте партнера по общению;
✓ "вскрывать подтекст" мимических движений, улыбки, взгляда, жеста и т. д.;
✓ определять тон общения;
✓ устанавливать необходимый контакт;
✓ по первому впечатлению прогнозировать "ход общения".
3. Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных физиолого-психологических процессов.
Экспрессивные навыки личности проявляются как: культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз;
✓ эмоционально-мимическое сопровождение высказывания;
✓ речевой тон и речевая громкость.