Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 14. Каузальная атрибуция

    Содержание материала

    Вопрос 14. Каузальная атрибуция

    1. Понятие. Каузальная атрибуция Ф. Хайдера

    2. каузальная атрибуция Г. Келли

    3. Каузальная атрибуция В. Вайнера


    1.  Каузальная атрибуция причинное объяснение поступков человека.

    Первым начал изучать каузальную атрибуцию Ф. Хайдер в 1958 г., рассматривая ее как потребность человека в понимании причин наблюдаемых явлений. При этом причинное объяснение поступков включает:

    объяснение;

    ✓        оправдание;

    ✓        осуждение.

    2.  Г. Келли предложил свою теорию личностных конструктов.

    Так он называл устойчивые когнитивно-оценочные образования, являющиеся системой понятий, через которые человек воспринимает мир.

    Конструктами могут выступать пары противоположных оценочных понятий (добрый — злой, хороший — плохой и пр.).

    Причинное объяснение поступков включает:

    объяснение;

    ✓        оправдание;

    ✓        осуждение;

    ✓        ответственность.

    При определении меры ответственности личности на результат каузальной атрибуции влияют три фактора:

    ✓ близость или удаленность субъекта, которому приписывается ответственность, от того места, где было совершено действие;

    возможность субъекта предвидеть исход выполненного действия и предусмотреть заранее его возможные последствия; преднамеренность совершенного действия.

    3. В. Вайнер разработал теорию, объясняющую влияние мотивации на достижение успехов в деятельности. Согласно данной концепции, все причины успехов и неудач можно оценить по двум параметрам:

    ✓ локализации;

    ✓ стабильности.

    По сочетаемости двух этих параметров выделяют следующие причины успехов и неудач:

    ✓ сложность выполняемого задания;

    ✓ старание;

    ✓ случайное стечение обстоятельств;

    ✓ способности.


    Please publish modules in offcanvas position.