Вопрос 34. Коммуникативная компетентность
1. Содержание коммуникативной деятельности |
2. Источники |
3. Соционормативный опыт |
4. Принципы |
5. Персонификация общения |
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
✓ давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться — формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления предметно-тематических интересов партнера:
• эмоционально-оценочных отношений к различным событиям;
• отношения к форме общения;
•
действия;
• частоты коммуникативных контактов;
• типа темперамента партнера;
• его предметно-практических предпочтений;
• эмоциональных оценок форм общения;
✓ социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на специфику ситуации;
✓ осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
2. Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются:
✓ соционормативный опыт народной культуры;
✓ знание языков общения, используемых народной культурой;
✓ опыт межличностного общения.
3. Соционормативный опыт — это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения.
Динамический аспект опыта составляют процессы:
✓ социализации — опыт включает нормы и ценности культуры; обеспечивает социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие;
✓ индивидуализации — основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности.
4. В работах Г.А. Бернштам и М.М. Громыко, посвященных, в частности, анализу культуры как своеобразного социально- психологического тренинга, выявлены следующие принципы коммуникативного метода:
✓ целевой обусловленности — позволяет определить приоритеты коммуникативной реальности;
✓ индивидуализации — позволяет сформировать индивидуальный стиль реализации соционормативной культуры общения;
✓ функциональности — осваиваемые нормы общения связываются с функциональным статусом личности;
✓ ситуативности — требует учета коммуникативной реальности;
✓ актуальности — дает возможность личности соотносить свое состояние с характером ситуации.
5. Личность становится персонифицированным субъектом общения, обладая определенным уровнем коммуникативной компетенции, самоуважения и самосознания.
Персонификация общения означает:
✓ искусство адаптации к ситуации и свободу действий;
✓ умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию;
✓ овладение кодом ситуативного общения;
✓ ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.