Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 34. Коммуникативная компетентность

    Содержание материала

    Вопрос 34. Коммуникативная компетентность

    1. Содержание коммуникативной деятельности

    2. Источники

    3. Соционормативный опыт

    4. Принципы

    5. Персонификация общения


     Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

    ✓ давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться — формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления предметно-тематических интересов партнера:

    •    эмоционально-оценочных отношений к различным событиям;

    •    отношения к форме общения;

    •     

    действия;

    •     частоты коммуникативных контактов;

    •     типа темперамента партнера;

    •       его предметно-практических предпочтений;

    •     эмоциональных оценок форм общения;

    социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на специфику ситуации;

    осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

    2.  Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются:

    соционормативный опыт народной культуры;

    знание языков общения, используемых народной культурой;

    опыт межличностного общения.

    3.  Соционормативный опыт — это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения.

    Динамический аспект опыта составляют процессы:

    ✓ социализации — опыт включает нормы и ценности культуры; обеспечивает социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие;

    ✓ индивидуализации — основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности.

    4.  В работах Г.А. Бернштам и М.М. Громыко, посвященных, в частности, анализу культуры как своеобразного социально- психологического тренинга, выявлены следующие принципы коммуникативного метода:

    ✓ целевой обусловленности — позволяет определить приоритеты коммуникативной реальности;

    ✓ индивидуализации — позволяет сформировать индивидуальный стиль реализации соционормативной культуры общения;

    ✓ функциональности — осваиваемые нормы общения связываются с функциональным статусом личности;

    ✓ ситуативности — требует учета коммуникативной реальности;

    ✓ актуальности — дает возможность личности соотносить свое состояние с характером ситуации.

    5.  Личность становится персонифицированным субъектом общения, обладая определенным уровнем коммуникативной компетенции, самоуважения и самосознания.

    Персонификация общения означает:

    ✓ искусство адаптации к ситуации и свободу действий;

    ✓ умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию;

    ✓ овладение кодом ситуативного общения;

    ✓ ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.


    Please publish modules in offcanvas position.