Вопрос 25. Речь. Мышление
1. Понятие, виды и функции речи |
2. Сигнальные системы |
3. Мышление |
1. Речь — форма общения людей при помощи звуковых и зрительных знаков.
Речь бывает следующих видов:
✓ сенсорная — способность к пониманию;
✓ экспрессивная — способность к говорению. Речь выполняет следующие функции:
✓ коммуникативную;
✓ мнестическую (вербализации);
✓ регулирующую;
✓ мыслительную.
2. Природа речи объясняется И.П. Павловым в его концепции о сигнальных системах действительности.
Павлов выделяет две сигнальные системы:
✓ первая — условно-рефлекторное реагирование через непосредственное восприятие энергии условных раздражителей;
✓ вторая — реагирование на сигнальное значение при замене конкретного раздражителя словом, его обозначающим.
Выделяют следующие степени интеграции слова:
✓ заменяет:
✓ обобщает результаты предыдущих степеней.
3. Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания.
Мышление включает в себя активную сторону познания, а именно:
✓ внимание;
✓ восприятие;
✓ процесс ассоциаций;
✓ образование понятий и суждений. Формирование мышления проходит следующие фазы:
✓ построение сенсорных схем, проявляющихся в целенаправленной двигательной активности (до 2 лет);
✓ мысленная активация сенсомоторных схем (3—7 лет);
✓ способности:
• к логическому рассуждению (8—10 лет);
• формальным операциям, абстракциям, оценке гипотез (11— 15 лет).
Восприятие, речь и мышление есть результаты взаимной работы обоих полушарий мозга.
Единицей мыслительного процесса является нейрональная активность.