Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 25. Речь. Мышление

    Содержание материала

    Вопрос 25. Речь. Мышление

    1. Понятие, виды и функции речи

    2. Сигнальные системы

    3. Мышление


    1.               Речь — форма общения людей при помощи звуковых и зрительных знаков.

    Речь бывает следующих видов:

    сенсорная — способность к пониманию;

    экспрессивная — способность к говорению. Речь выполняет следующие функции:

    ✓ коммуникативную;

    ✓ мнестическую (вербализации);

    ✓ регулирующую;

    ✓ мыслительную.

    2.  Природа речи объясняется И.П. Павловым в его концепции о сигнальных системах действительности.

    Павлов выделяет две сигнальные системы:

    первая — условно-рефлекторное реагирование через непосредственное восприятие энергии условных раздражителей;

    вторая — реагирование на сигнальное значение при замене конкретного раздражителя словом, его обозначающим.

    Выделяют следующие степени интеграции слова:

    заменяет:

    ✓ обобщает результаты предыдущих степеней.

    3. Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания.

    Мышление включает в себя активную сторону познания, а именно:

    внимание;

    восприятие;

    процесс ассоциаций;

    образование понятий и суждений. Формирование мышления проходит следующие фазы:

    построение сенсорных схем, проявляющихся в целенаправленной двигательной активности (до 2 лет);

    мысленная активация сенсомоторных схем (3—7 лет);

    способности:

    •     к логическому рассуждению (8—10 лет);

    •     формальным операциям, абстракциям, оценке гипотез (11— 15 лет).

    Восприятие, речь и мышление есть результаты взаимной работы обоих полушарий мозга.

    Единицей мыслительного процесса является нейрональная активность.


    Please publish modules in offcanvas position.