Вопрос 30. Коммуникативная деятельность
1. Процесс коммуникативной деятельности |
2. Структурные компоненты |
3. Личностно-деятельный подход |
4. Основные характеристики общения |
1. Процесс коммуникативной деятельности строится как "система сопряженных актов" (Б.Ф. Ломов), каждый из которых — это взаимодействие двух субъектов, наделенных способностями к инициативному общению.
Коммуникативная деятельность может быть:
✓ социальной — может возникнуть в связи с конкретной ситуацией;
✓ индивидуально-психологической — возникает как проявление индивидуально-личностных особенностей общающихся.
2. Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева, можно выделить следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности:
✓ предмет общения — это другой человек, партнер по общению
как субъект;
✓ потребность в общении — состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;
✓ коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;
✓ действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку. Две основные категории действий общения:
• инициативные — субъект общения, который берет эту инициативу на себя, называется ''субъект-инициатор";
• ответные — субъект общения, который принимает эту инициативу, называется субъект-партнер:
✓ задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
✓ средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
✓ продукт общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
3. Коммуникативная деятельность личности рассматривается в единстве трех уровней — как общение личности как субъекта- организатора:
✓ с другим человеком — межличностный уровень коммуникативной деятельности:
✓ с группой (коллективом) — личностно-групповой уровень;
✓ с массой — личностно-массовый уровень.
Все уровни коммуникативного взаимодействия основываются на едином организационно-методологическом подходе социальной практики личности — личностно-деятельностном.
Личностно-деятельный подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения.
Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает, прежде всего, трактовку ее процессов как организацию и управление системы социальных позиций, взглядов, оценок и т. д. Это достигается в трех основных коммуникативных формах:
✓ монологической — преобладают коммуникативные действия высказывания у личности как субъекта — организатора действий слушания у других субъектов — участников общения;
✓ диалогической — субъекты взаимодействуют и взаимноактивны, взаи мной н ициати вн ы:
✓ полилогической — организует многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации.
4. Основными характеристиками общения являются:
✓ содержание. Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:
• передача от человека к человеку информации;
• восприятие партнера по общению;
• оценка;
• взаимовлияние;
• управление групповой или массовой деятельностью и т. д.;
✓ функция — различают четыре основные функции общения, такие как:
. информативная;
• рекреационная;
• когнитивная;
. объединяющая;
✓ манера и стиль как внешние характеристики общения.