Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 30. Коммуникативная деятельность

    Содержание материала

    Вопрос 30. Коммуникативная деятельность

    1. Процесс коммуникативной деятельности

    2. Структурные компоненты

    3. Личностно-деятельный подход

    4. Основные характеристики общения


    1.  Процесс коммуникативной деятельности строится как "система сопряженных актов" (Б.Ф. Ломов), каждый из которых — это взаимодействие двух субъектов, наделенных способностями к инициативному общению.

    Коммуникативная деятельность может быть:

    социальной — может возникнуть в связи с конкретной ситуацией;

    индивидуально-психологической — возникает как проявление индивидуально-личностных особенностей общающихся.

    2.  Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева, можно выделить следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности:

    ✓ предмет общения — это другой человек, партнер по общению

    как субъект;

    ✓ потребность в общении — состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;

    ✓ коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;

    действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку. Две основные категории действий общения:

    •    инициативные — субъект общения, который берет эту инициативу на себя, называется ''субъект-инициатор";

    •    ответные — субъект общения, который принимает эту инициативу, называется субъект-партнер:

    ✓ задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

    ✓ средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

    ✓ продукт общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

    3.  Коммуникативная деятельность личности рассматривается в единстве трех уровней — как общение личности как субъекта- организатора:

    с другим человеком — межличностный уровень коммуникативной деятельности:

    с группой (коллективом) — личностно-групповой уровень;

    с массой — личностно-массовый уровень.

    Все уровни коммуникативного взаимодействия основываются на едином организационно-методологическом подходе социальной практики личности — личностно-деятельностном.

    Личностно-деятельный подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения.

    Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает, прежде всего, трактовку ее процессов как организацию и управление системы социальных позиций, взглядов, оценок и т. д. Это достигается в трех основных коммуникативных формах:

    монологической — преобладают коммуникативные действия высказывания у личности как субъекта — организатора действий слушания у других субъектов — участников общения;

    диалогической — субъекты взаимодействуют и взаимноактивны, взаи мной н ициати вн ы:

    полилогической — организует многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации.

    4.  Основными характеристиками общения являются:

    ✓ содержание. Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:

    •     передача от человека к человеку информации;

    •       восприятие партнера по общению;

    •     оценка;

    •     взаимовлияние;

    •     управление групповой или массовой деятельностью и т. д.;

    функция — различают четыре основные функции общения, такие как:

    . информативная;

    •    рекреационная;

    •    когнитивная;

    . объединяющая;

    манера и стиль как внешние характеристики общения.


    Please publish modules in offcanvas position.