Вопрос 31. Влияние общения на психологическое развитие
1. Понятие и составляющие элементы общения |
2. История развития средств коммуникации |
3. Классификация |
4. Общение и развитие человека |
1. В образе жизни живых существ присутствуют два типа контактов:
✓ деятельность — контакт с природой;
✓ общение — контакт с живыми существами. Общение делится на следующие составляющие:
✓ содержание — информация, передающаяся от одного живого существа к другому;
✓ цель — предмет, ради которого возникает общение;
✓ средство — способ кодировки, передачи, хранения и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
В общении выделяют три взаимосвязанных процесса:
✓ коммуникативный — состоит в обмене информацией между общающимися сторонами;
✓ интерактивный — связан с организацией деятельности, протекающей между общающимися партнерами;
✓ перцептивный — организует восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
2. В истории развития средств коммуникации можно выделить следующие основные периоды:
✓ довербальный — период развития пещерного человека, еще не владеющего речью. В этот период коммуникация осуществлялась с помошью звуков, мимики, жестов, наскальных рисунков;
✓ устного общения — период становления членораздельного языка как основного средства коммуникации и передачи знаний;
✓ появления и развития письменности как средства общения;
✓ современный — связан с появлением радио, телевидения, компьютерной сети, кино, системы мультимедиа.
3. Общение можно разделить на следующие виды:
✓ по содержанию:
• материальное (обмен предметами); . когнитивное (обмен навыками);
. кондиционное (обмен состояниями);
• мотивационное (обмен целями);
• деятельностное (обмен действиями, умениями, навыками);
✓ по целям:
• биологическое, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма;
• социальное, в ходе которого появляются, укрепляются, развиваются и поддерживаются общественные контакты;
✓ по средствам общения:
• непосредственное — осуществляется с помощью естественных органов, имеющихся у индивида от природы;
• опосредованное — связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией;
• прямое — личный контакт между субъектами общения;
• косвенное, осуществляющееся с помощью посредников. Кроме того, выделяют следующие виды общения:
✓ деловое — выступает средством повышения качества деятельности;
✓ личностное— сосредоточено на вопросах, волнующих личность;
✓ инструментальное, не являющееся самоцелью, оно не стимулируется самостоятельной потребностью;
✓ целевое, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности.
Важнейшими видами общения людей являются:
✓ вербальное (с помощью слов);
✓ невербальное (с помощью иных сигнальных систем).
4. Различные виды общения влияют на развитие человека следующим образом:
✓ деловое — формирует и развивает способности, выступает средством приобретения знаний и умений;
✓ личностное — формирует в человеке личность, влияет на определенные черты характера, помогает поставить цель в жизни, утвердиться в моральных нормах;
✓ материальное — помогает получать необходимые для жизни предметы;
✓ когнитивное — выступает фактором интеллектуального развития;
✓ мотивационное — служит для человека "подзарядкой";
✓ деятельностное — совершенствует и обогащает собственную деятельность индивида;
✓ биологическое — служит самосохранению организма;
✓ социальное — обслуживает социальные потребности людей;
✓ непосредственное — необходимо человеку для дальнейшего обучения и воспитания, в результате врожденных средств и способов научения;
✓ опосредованное — помогает в усвоении средств общения и совершенствованию на их базе способностей к самообразованию и самовоспитанию;
✓ невербальное — позволяет психологически развиваться до начала использования речи;
✓ вербальное — связано с усвоением речи, что является основой всего развития человека.