Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 31. Влияние общения на психологическое развитие

    Содержание материала

    Вопрос 31. Влияние общения на психологическое развитие

    1. Понятие и составляющие элементы общения

    2. История развития средств коммуникации

    3. Классификация

    4. Общение и развитие человека


    1.  В образе жизни живых существ присутствуют два типа контактов:

    ✓ деятельность — контакт с природой;

    ✓ общение — контакт с живыми существами. Общение делится на следующие составляющие:

    содержание — информация, передающаяся от одного живого существа к другому;

    цель — предмет, ради которого возникает общение;

    средство — способ кодировки, передачи, хранения и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

    В общении выделяют три взаимосвязанных процесса:

    коммуникативный — состоит в обмене информацией между общающимися сторонами;

    интерактивный — связан с организацией деятельности, протекающей между общающимися партнерами;

    перцептивный — организует восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    2.  В истории развития средств коммуникации можно выделить следующие основные периоды:

    ✓ довербальный — период развития пещерного человека, еще не владеющего речью. В этот период коммуникация осуществлялась с помошью звуков, мимики, жестов, наскальных рисунков;

    ✓ устного общения — период становления членораздельного языка как основного средства коммуникации и передачи знаний;

    появления и развития письменности как средства общения;

    ✓ современный — связан с появлением радио, телевидения, компьютерной сети, кино, системы мультимедиа.

    3.  Общение можно разделить на следующие виды:

    по содержанию:

    •    материальное (обмен предметами); . когнитивное (обмен навыками);

    . кондиционное (обмен состояниями);

    •    мотивационное (обмен целями);

    •   деятельностное (обмен действиями, умениями, навыками);

    по целям:

    •    биологическое, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма;

    •    социальное, в ходе которого появляются, укрепляются, развиваются и поддерживаются общественные контакты;

    по средствам общения:

    •    непосредственное — осуществляется с помощью естественных органов, имеющихся у индивида от природы;

    •    опосредованное — связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией;

    •    прямое — личный контакт между субъектами общения;

    •    косвенное, осуществляющееся с помощью посредников. Кроме того, выделяют следующие виды общения:

    деловое — выступает средством повышения качества деятельности;

    личностное— сосредоточено на вопросах, волнующих личность;

    инструментальное, не являющееся самоцелью, оно не стимулируется самостоятельной потребностью;

    целевое, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности.

    Важнейшими видами общения людей являются:

    вербальное (с помощью слов);

    невербальное (с помощью иных сигнальных систем).

    4.  Различные виды общения влияют на развитие человека следующим образом:

    ✓ деловое — формирует и развивает способности, выступает средством приобретения знаний и умений;

    ✓ личностное — формирует в человеке личность, влияет на определенные черты характера, помогает поставить цель в жизни, утвердиться в моральных нормах;

    материальное — помогает получать необходимые для жизни предметы;

    когнитивное — выступает фактором интеллектуального развития;

    мотивационное — служит для человека "подзарядкой";

    деятельностное — совершенствует и обогащает собственную деятельность индивида;

    биологическое — служит самосохранению организма;

    социальное — обслуживает социальные потребности людей;

    непосредственное — необходимо человеку для дальнейшего обучения и воспитания, в результате врожденных средств и способов научения;

    опосредованное — помогает в усвоении средств общения и совершенствованию на их базе способностей к самообразованию и самовоспитанию;

    невербальное — позволяет психологически развиваться до начала использования речи;

    вербальное — связано с усвоением речи, что является основой всего развития человека.


    Please publish modules in offcanvas position.