Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 7. Исследования высшей нервной деятельности И.В. Павлова

    Содержание материала

    Вопрос 7. Исследования высшей нервной деятельности И.В. Павлова

    1. Рефлекторная теория И.В. Павлова

    2. Метод условных рефлексов

    3. Основные пришипы рефлекторной теории

    4. Анализаторы

    5. Сигнш.ьные систелы действительности


    1. Деятельность выдающегося ученого Ивана Петровича Павлова была посвящена научному изучению высшей нервной деятельности. Изучая связи, которые устанавливаются через нервную систему, Павлов выделил два рефлекса:

    безусловный — данным рефлексом Павлов назвал постоянную, врожденную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма;

    условный — связь временную, образующуюся в течение жизни. У высокоорганизованных животных и человека условные рефлексы образуются при обязательном участии коры головного мозга. Некоторые постоянно повторяющиеся и биологически для данного вида наиболее важные условные рефлексы могут при определенных условиях наследственно закрепляться и переходить, в конце концов, в безусловные рефлексы.

    2.  С введением метода условных рефлексов открылась возможность познавать опытным путем связи организма с внешней средой. Сам же условный рефлекс сделался для физиологии, по выражению Павлова, "центральным явлением ".

    Было установлено, что процессы возбуждения и торможения:

    находятся в тесной и неразрывной связи;

    способны широко концентрироваться и взаимно действовать друг на друга.

    3.  Выделяются следующие принципы рефлекторной теории Павлова:

    ✓ детерминизма — устанавливает полную обусловленность материальными причинами всех явлений в организме, в том числе и высшей нервной деятельности;

    ✓ структурности — устанавливает, что все нервные процессы являются результатом деятельности определенных структурных образований — нервных клеток — и зависят от свойств этих клеток. Павлов в учении об условных рефлексах показал, что свойства клеток нервной системы изменяются в процессе развития;

    анализа и синтеза — устанавливает, что в процессе рефлекторной деятельности происходит, с одной стороны, дробление окружающей природы на огромную массу отдельно воспринимаемых явлений, а с другой — превращение одновременно или последовательно действующих раздражителей (различного характера) в комплексные. Грубый анализ может быть осуществлен уже низшими отделами нервной системы. Высший анализ, на основе которого образуются условные рефлексы и подвергаются дифференциации раздражители, осуществляется корой головного мозга.

    3.  Анализаторы являются целостными структурными и функциональными образованиями.

    Павлов различал следующие анализаторы:

    ✓ зрительный;

    ✓ слуховой;

    ✓ вкусовой;

    ✓ обонятельный;

    ✓ кожный;

    ✓ двигательный;

    ✓ внутренний.

    Они включают в себя отделы:

    периферический — воспринимающий отдел (рецепторы);

    проводниковый (центростремительные нервные волокна и все образования центральной нервной системы, передающие возбуждение от рецепторов в кору головного мозга);

    корковый, осуществляющий высший анализ и синтез всех воспринимаемых организмом раздражителей.

    4.  Изучая качественные отличия высшей нервной деятельности человека по сравнению с животными, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах действительности:

    первой — обшей у человека и животных, и воспринимающей непосредственное воздействие, сигналы внешней среды;

    ✓ второй — системе осмысленной речи и письма, свойственной только человеку.


    Please publish modules in offcanvas position.