Вопрос 44. Характер
1. Понятие характера |
2. Характер как черта личности |
3. Формирование характера |
1. Характер — совокупность устойчивых черт личности, которые определяют отношение человека к:
✓ другим людям;
✓ выполняемой деятельности;
✓ окружающей действительности. Характер проявляется в:
✓ манере поведения, которая может быть: . деликатной;
. тактичной;
• бесцеремонной; . вежливой;
• грубой;
✓ способах реагирования на поступки других людей.
Характер определяет поступки, а не случайные реакции на вне- зап 11 ые раздражители.
Характер включает в себя следующие составляющие:
✓ самостоятельность;
✓ последовательность;
✓ воля;
✓ настойчивость;
✓ целеустремленность;
✓ упорство.
2. Характер относится к инструментальным чертам личности. Черты личности делятся на:
✓ мотивационные — побуждают, направляют деятельность;
✓ инструментальные — придают деятельности определенный стиль. В состав характера входят следующие черты личности:
✓ определяющие поступки человека в выборе целей деятельности;
✓ направленные на достижение поставленных целей;
✓ связанные с темпераментом:
• экстраверсия — интроверсия;
• спокойствие — тревожность;
• сдержанность — импульсивность;
• перектючаемость — ригидность и пр.
3. Основную роль в формировании характера у ребенка играет его общение с окружающими людьми. Для становления характера особенно важными являются периоды с 2 до 3 и с 7 до 10 лет, т. к. в это время происходит наиболее активное общение с окружающим миром. В первый период (2—3 года) происходит массированное бессознательное восприятие информации извне и жизненного опыта, во второй (7—10 лет) — сознательное. В детском возрасте могут быть заложены следующие черты:
✓ доброта;
✓ общительность;
✓ отзывчивость;
✓ эгоистичность;
✓ черствость;
✓ безразличие к людям.
В раннем дошкольном возрасте складываются следующие качества в отношении к труду: трудолюбие;
✓ аккуратность;
✓ добросовестность;
✓ ответственность;
✓ настойчивость и пр.
В начальных классах формируются черты характера, проявляющиеся в отношении с людьми.
В подростковом возрасте развиваются волевые черты характера, в ранней юности — нравственные, мировоззренческие основы характера.