Вопрос 26. Темперамент
1. Понятие темперамента и характера человека |
2. Типы темперамента |
3. Типология Павлова |
1. Темперамент — совокупность индивидуальных психических особенностей, имеющая физиологическую основу в определенном типе высшей нервной деятельности.
Темперамент составляет основу развития характера человека — индивидуального склада личности, сформировавшейся под воздействием внешней среды, проявляющейся в общении, деятельности, типичных способах поведения.
Понятие темперамента было предложено древнегреческим врачом Гиппократом.
2. Различают следующие типы темперамента:
✓ сангвинический — энергичный, настойчивый, решительный;
✓ флегматический - хладнокровный, медлительный;
✓ холерический - раздражительный, вспыльчивый;
✓ меланхолический — унылый.
И.П. Павлов приводит следующую характеристику нервных процессов:
✓ сила возбуждения — скорость и прочность выработки условных рефлексов и навыков;
✓ сила торможения — полнота и скорость дифференцирования, угасания, запаздывания условных рефлексов и навыков;
✓ уравновешенность нервных процессов — соотношение по силе возбуждения и торможения;
✓ подвижность нервных процессов — скорость переделки отрицательных и положительных условных рефлексов.
Павлов выделшч четыре типа высшей нервной деятельности: живой — хорошая сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов;
спокойный — хорошая сила, уравновешенность, инертность нервных процессов;
✓ безудержный — неуравновешенность нервных процессов, преобладание силы возбудительного процесса;
✓ слабый — слабость нервных процессов, быстрый переход корковых клеток в состояние запредельного торможения. Данные четыре типа высшей нервной деятельности характерны как для человека, так и для животного, поскольку человек является существом более сложного устройства.
3. Павлов расширил типологию для человека и добавил следующие типы:
✓ мыслительный — резкое преобладание второй сигнальной системы над первой, склонность к абстрактному, аналитическо- синтетическому мышлению;
✓ художественный — преобладание второй сигнальной системы над первой, склонность к конкретному, предметному мышлению;
✓ средний — относительная уравновешенность сигнальных систем с определенным преобладанием второй сигнальной системы над первой.