Вопрос 4. Человек как предмет познания
1. Древнейшие представления о душе |
2. Психика, душа и ноосфера |
3. Человек как субъект жизни |
4. Человек и культура |
1. Психология как наука уходит своими корнями к идеям философии Древней Греции.
Становление знаний о психике человека основывалось на тезисах, согласно которым душа — это:
✓ огненное начало, которое придает телу жизнь (Гераклит, Демокрит) ;
✓ бессмертное начало — в данном качестве душа, способная к созерцанию идей, противопоставлена телу (пифагорейцы, Платон);
✓ способ организации живого тела и его поведения (Аристотель). Гиппократ выделил четыре типа темперамента:
✓ сангвиник;
✓ холерик;
✓ меланхолик;
✓ флегматик.
2. Современные представления о душе, психике и ноосфере содержат следующие идеи и наблюдения:
✓ в развитии индивида основным принципом является принцип возрастания духовных ценностей (Вундт);
✓ "эго" есть пульсирующее поле взаимодействий с космосом (трансперсоналисты); мозг черпает энергию во Вселенной (В.Н. Пушкин); мозг выступает приемником информации как от органов чувств, так и из Космоса (Э. Ласко); вглядываясь больше в Космос замечается больше присутствия в нем психического начала (В.В. Розанов);
✓ психика "не ограничена пределами черепа", поскольку в ней отражен пронизывающий живую вселенную разум (Ст. Гроф, Дж.Дж. Томпсон);
✓ в мозге присутствуют отделы, выполняющие функцию приема и передачи впечапьчений (С. Крэнстон);
✓ в психическом пространстве существует ноосфера — одухотворенная оболочка земли (П. Тейяр де Шарден). О сходстве концепций ноосферы и коллективного бессознательного свидетельствует замена понятия "ноосфера" такими понятиям, как "социально-психологическая атмосфера", "климат коллектива".
3. В психологии принято рассматривать человека как индивида и как личность, субъекта деятельности и индивидуальность.
В процессе развития общества М. Мид выделяет следующие типы культур:
✓ ранние, традиционные — характеризуются относительной устойчивостью традиций в жизни одного человека, поколения людей;
✓ более поздние — еще сохраняют принципы передачи культуры от старших поколений к младшим, но темп исторических изменений нарастает;
новое время — скорость исторических изменений такова, что опыт предыдущих поколений перестает быть нормой.
На самоопределение человека в жизни влияют следующие факторы:
✓ жизненная необходимость;
✓ социальная среда;
✓ внешняя ситуация.
Свобода человека понимается как возможность:
✓ принятия решений и выбора (Фромм);
✓ нахождения и реализации человеком смысла жизни (Франкл);
✓ осознания своих возможностей и изменения себя (Мэй).
4. Культура — природа, созданная человеком.
Для формирования культур необходимо учитывать следующие факторы:
✓ специфические условия существования человека;
✓ способы добывания пищи;
✓ возможности взаимодействия с другими народами.
Понятие культуры включает в себя особые психологические качества, которые проявляются в:
✓ выборе способов деятельности; результатах деятельности.
Культура общества охватывает такие понятия, как:
✓ основные способы производства, которые приняты в данном обществе;
✓ социальные институты;
✓ религиозные верования;
✓ обычаи;
✓ традиции;
✓ стиль мышления;
✓ стереотипы межличностного поведения;
✓ особенности самовыражения;
✓ язык;
✓ средства передачи жизненного опыта через поколения.
Правила построения человеком своего поведения диктуются нормами:
✓ принятыми в обществе, в котором находится человек; родной культуры.
Символическую среду культуры составляют:
✓ язык;
✓ искусство;
✓ религии;
✓ наука;
✓ мифология;
✓ совместная производственная и бытовая деятельность людей.
Картина мира — восприятие мира, общее для данного сообщества и обусловленное наличием:
✓ символов;
✓ индивидуумов, воспринимающих данные символы. Социальные формы, регулирующие человеческое взаимодействие, таковы:
✓ обычаи;
✓ схемы;
✓ сценарии; игры;
✓ ритуалы;
✓ слова;
✓ изобретения;
✓ сооружения и пр.
Менталитет людей, живущих в данном пространстве, раскрывает присущие им следующие характеристики:
✓ отношение к окружающему миру;
✓ специфику восприятия действительности.
Культура является продуктом человеческой деятельности, но каждый человек проходит период культурации, т. е. процесс вхождения в пространство культуры, свойственной обществу, в котором он находится.
Культурный шок характеризуется таким состоянием человека, при котором он не способен воспринимать:
✓ особенности чужой культуры;
✓ изменения в родной культуре.