Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 4. Человек как предмет познания

    Содержание материала

    Вопрос 4. Человек как предмет познания

    1. Древнейшие представления о душе

    2. Психика, душа и ноосфера

    3. Человек как субъект жизни

    4. Человек и культура


    1.  Психология как наука уходит своими корнями к идеям философии Древней Греции.

    Становление знаний о психике человека основывалось на тезисах, согласно которым душа — это:

    огненное начало, которое придает телу жизнь (Гераклит, Демокрит) ;

    бессмертное начало — в данном качестве душа, способная к созерцанию идей, противопоставлена телу (пифагорейцы, Платон);

    ✓ способ организации живого тела и его поведения (Аристотель). Гиппократ выделил четыре типа темперамента:

    ✓ сангвиник;

    ✓ холерик;

    ✓ меланхолик;

    ✓ флегматик.

    2.  Современные представления о душе, психике и ноосфере содержат следующие идеи и наблюдения:

    ✓ в развитии индивида основным принципом является принцип возрастания духовных ценностей (Вундт);

    ✓ "эго" есть пульсирующее поле взаимодействий с космосом (трансперсоналисты); мозг черпает энергию во Вселенной (В.Н. Пушкин); мозг выступает приемником информации как от органов чувств, так и из Космоса (Э. Ласко); вглядываясь больше в Космос замечается больше присутствия в нем психического начала (В.В. Розанов);

    ✓ психика "не ограничена пределами черепа", поскольку в ней отражен пронизывающий живую вселенную разум (Ст. Гроф, Дж.Дж. Томпсон);

    ✓ в мозге присутствуют отделы, выполняющие функцию приема и передачи впечапьчений (С. Крэнстон);

    ✓ в психическом пространстве существует ноосфера — одухотворенная оболочка земли (П. Тейяр де Шарден). О сходстве концепций ноосферы и коллективного бессознательного свидетельствует замена понятия "ноосфера" такими понятиям, как "социально-психологическая атмосфера", "климат коллектива".

    3.  В психологии принято рассматривать человека как индивида и как личность, субъекта деятельности и индивидуальность.

    В процессе развития общества М. Мид выделяет следующие типы культур:

    ранние, традиционные — характеризуются относительной устойчивостью традиций в жизни одного человека, поколения людей;

    более поздние — еще сохраняют принципы передачи культуры от старших поколений к младшим, но темп исторических изменений нарастает;

    новое время — скорость исторических изменений такова, что опыт предыдущих поколений перестает быть нормой.

    На самоопределение человека в жизни влияют следующие факторы:

    ✓ жизненная необходимость;

    ✓ социальная среда;

    ✓ внешняя ситуация.

    Свобода человека понимается как возможность:

    ✓ принятия решений и выбора (Фромм);

    ✓ нахождения и реализации человеком смысла жизни (Франкл);

    ✓ осознания своих возможностей и изменения себя (Мэй).

    4.  Культура — природа, созданная человеком.

    Для формирования культур необходимо учитывать следующие факторы:

    ✓ специфические условия существования человека;

    ✓ способы добывания пищи;

    ✓ возможности взаимодействия с другими народами.

    Понятие культуры включает в себя особые психологические качества, которые проявляются в:

    ✓ выборе способов деятельности; результатах деятельности.

    Культура общества охватывает такие понятия, как:

    ✓ основные способы производства, которые приняты в данном обществе;

    ✓ социальные институты;

    ✓ религиозные верования;

    ✓ обычаи;

    ✓ традиции;

    ✓ стиль мышления;

    ✓ стереотипы межличностного поведения;

    ✓ особенности самовыражения;

    ✓ язык;

    ✓ средства передачи жизненного опыта через поколения.

    Правила построения человеком своего поведения диктуются нормами:

    ✓ принятыми в обществе, в котором находится человек; родной культуры.

    Символическую среду культуры составляют:

    ✓ язык;

    ✓ искусство;

    ✓ религии;

    ✓ наука;

    ✓ мифология;

    ✓ совместная производственная и бытовая деятельность людей.

    Картина миравосприятие мира, общее для данного сообщества и обусловленное наличием:

    ✓ символов;

    ✓ индивидуумов, воспринимающих данные символы. Социальные формы, регулирующие человеческое взаимодействие, таковы:

    ✓ обычаи;

    ✓ схемы;

    ✓ сценарии; игры;

    ✓ ритуалы;

    ✓ слова;

    ✓ изобретения;

    ✓ сооружения и пр.

    Менталитет людей, живущих в данном пространстве, раскрывает присущие им следующие характеристики:

    ✓ отношение к окружающему миру;

    ✓ специфику восприятия действительности.

    Культура является продуктом человеческой деятельности, но каждый человек проходит период культурации, т. е. процесс вхождения в пространство культуры, свойственной обществу, в котором он находится.

    Культурный шок характеризуется таким состоянием человека, при котором он не способен воспринимать:

    ✓ особенности чужой культуры;

    ✓ изменения в родной культуре.


    Please publish modules in offcanvas position.