Вопрос 17. Теории личности
1. Виды теорий |
2. Теория черт Г. Оллпорта и Р. Кеттла |
3. Теория социального научения |
4. Интеракционистская концепция .Майшела |
5. Психоаналитическая теория личности 3. Фрейда |
6. Теории гуманистической психологии |
7. Теория деятельности |
1. Выделяют следующие виды теорий личности: ✓ социодинамические, для которых основным вопросом является внешняя ситуация и не имеют значения внутренние свойства личности;
✓ интеращионистские, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека;
✓ экспериментальные, основанные на анализе фактов, полученных в процессе опыта, эксперимента;
✓ неэкспериментальные, базой для которых послужили личные впечатления;
структурные, основной проблемой которых является определение структур личности;
✓ динамические, в которых основной темой выступают преобразование, изменение в развитии личности.
2. Особенности теории черт заключаются в следующем:
✓ люди отличаются друг от друга по набору черт;
✓ описание целостной личности может быть реализовано на основе обследования ее с помощью тестов или другого метода. Р. Кеттел разработал 16-факторный личный опросник, содержащий более 100 вопросов, ответив на которые и подсчитав результат с использованием ключа, можно определить наиболее выраженные черты данной личности.
Наиболее характеризующими чертами личности признаются:
✓ уверенность — неуверенность;
✓ рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность влиянию;
✓ терпимость — нетерпимость;
✓ дружелюбие — агрессивность;
✓ добросердечие — злобность;
✓ реализм — аутизм;
✓ сила воли — безволие;
✓ добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность;
✓ последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность;
✓ общительность — замкнутость;
✓ активность — пассивность;
✓ честность — лживость;
✓ смелость — трусость;
✓ щедрость — скупость;
✓ независимость — зависимость и т. д.
Теория черт имеет следующие недостатки:
✓ выявляемый набор черт существенно зависит от качества исходного материала;
✓ на основе знания личностных черт невозможно предсказать поведение человека.
3. Теория социального научения характеризуется следующим:
✓ основной характеристикой личности является поступок или ряд поступков;
✓ на поведение и поступки человека оказывают существенное влияние другие люди;
✓ основным механизмом приобретения человеком новых форм поведения является научение условнорефлекторным путем посредством наблюдения других и подражание;
✓ устойчивость человека как личности определяется частотой и постоянством одних и тех же "стимульных ситуаций".
4. Согласно интеракционистской концепции У. Майшела, личностные факторы, определяющие поведение человека, делятся на следующие группы:
✓ способности человека — то, что человек может осуществить в данной обстановке без помощи и вне зависимости от ситуации;
✓ когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней;
✓ ожидания — оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.
Ценности — нечто представляющее для данного человека смысл.
Планы поведения — способы субъективной регуляции человека.
5. По психоаналитической концепции 3. Фрейда структура личности состоит из таких компонентов как:
✓ Оно — собственно бессознательное, унаследованное человеком как биологический опыт животных, либо как собственный неосознаваемый негативный опыт;
✓ Я — сознание, восприятие человеком своей личности;
✓ Сверх-Я — представлено на двух предыдущих уровнях, все люди, с которыми человеку приходилось общаться в жизни, произведения литературы и искусства.
Все эмоциональные состояния человека порождены конфликтами между "Оно" и "Сверх-Я".
Чтобы противостоять данным состояниям. "Я" вырабатывает защитные механизмы:
✓ отрицание;
✓ подавление;
✓ рационализация;
✓ формирование реакции;
✓ проекция;
✓ интеллектуализация;
✓ замещение.
При отсутствии реакции на данные механизмы "оно" дает о себе знать в закодированной, символической форме:
✓ сновидения;
✓ описки;
✓ обмолвки;
✓ шутки;
✓ странности поведения;
✓ патологического отклонения.
6. Гуманистические теории построены на стремлении к пониманию того, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни.
Основной потребностью личности по гуманистическим теориям является самоактуализация — стремление к самосовершенствованию и самовыражению.
Психологические характеристики самоактуализируюшейся личности таковы:
✓ активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
✓ принятие себя и других людей такими, какие они есть;
✓ непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
✓ сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне;
✓ обладание чувством юмора;
✓ развитие творческих способностей;
✓ неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
✓ озабоченность благополучием других людей;
✓ способность к глубокому пониманию жизни;
✓ установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
✓ способность смотреть на жизнь "открытыми глазами", оценивать ее беспристрастно;
✓ непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее;
✓ предпочтение в жизни новых путей;
✓ умение полагаться на свой опыт, разум, чувства;
✓ открытое и честное поведение во всех ситуациях;
✓ готовность стать непопулярным, подвергнуться критике большинства за нетрадиционные взгляды;
✓ способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
✓ приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
✓ умение замечать и преодолевать сопротивление других людей.
7. Деятельностные теории характерны для отечественной психологии. А.Н. Леонтьев высказывал мнение, что основной внутренней характеристикой личности может явиться мотиваци- онная сфера и "личностный смысл", т. е. отношение целей деятельности человека к ее мотивам. Чем шире деятельность человека, тем богаче его личность.