Конфликтология: Конспект лекций - Атоян А.Д. - Вопрос 20. Профилактика конфликтов в организации

    Содержание материала

    Вопрос 20. Профилактика конфликтов в организации

    1. Профилактика конфликтов. Сущность профилактики

    2.  Способы профилактики

     Профилактика конфликтов совокупность направлений, методов управления организацией, которая уменьшает вероятность возникновения конфликтов.

    Профилактические работы необходимо проводить как до, так и после возникновения конфликта.

    Сущность профилактики заключается в устранении объективных и субъективных причин возникновения конфликтов. На общесоциальном уровне профилактика конфликтов пре дполагает проведение социальной, экономической, культурной политики, изменение ценностей личности, укрепление правовой базы общества, борьба с социальной поляризацией и т. д.

    2. Основными способами профилактики конфликтов являются:

    ✓ устранение причин конфликта — необходимо регулярно проводить исследования по выявлению причин возможных конфликтов: как субъективных, так и объективных, и их устран ению;

    развитие и укрепление сотрудничества методы поддержания и развития сотрудничества:

    •    вовлечение возможно го соперника в совместну ю деятельность;

    •    выражение сочувствия и понимания своему партнеру и желания ему помо чь;

    •    сохранение уважител ьного отношения к партнеру, несмотря на расхождение во взглядах и интересах;

    •    отношение к партнеру на равных, запрещение дискриминации и демонстрации чувства превосхо дства;

    •    приписывание заслуг обеим сторонам во избежание зависти между ними;

    •    поддержание хорошего психологического климата между партнерами, способствующего возникновению у них чувства симпатии друг к другу;

    ✓ выдвижение общих гармонирующих целей между руководством организации и ее персоналом — руководитель предприятия должен уметь ставить такие цели перед организацией, которые не противоречат целям сотрудников;

    ✓ соблюдение четкой субординации и интеграции между подразделениями и должностями — только при наличии организационной структуры управления с четким распределением обязанностей между звеньями обеспечивает однозначность отношений между подразделениями, помо гает избежать конфликтов, связанных с распределением обязанностей между должностями;

    ✓ нормативные способы — любой конфликт регулируется общественными нормами: правовыми, рели гиозными, нравственными и т. д. Нормативные способы профилактики конфликтов заключаются в установлении формальных, зафиксированных на бумаге и общеобязательных правил, регулирующих полномочия участников общественных отношений;

    баланс прав и ответственности в организации — каждый сотрудник должен быггь наделен служебными правами, обязанностями и ответственностью в соответствии со своей должностью;

    продуманная и сбалансированная политика мотивации трудовой деятельности — наиболее действенным средством профилактики конфликтов в организации является использование различных форм поощрения персонала. Такими формами могут быть:

    •    продвижение по службе;

    •    наделение новыми правами, обязанностями и ответственностью;

    •    материальные стимулы и др.


    Please publish modules in offcanvas position.