Конфликтология в схемах и комментариях - Анцупов А.Я. - Глава 6. Принципы исследования конфликтов Общенаучные принципы исследования конфликтов

    Содержание материала

    Глава 6. Принципы исследования конфликтов Общенаучные принципы исследования конфликтов


    Для обеспечения результативности исследования конфликтов важно использовать общенаучные принципы их изучения. Ниже представлены основные из них.

    Принцип развития требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции — постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к другим, чаще от простых к более сложным.

    Принцип всеобщей связи ориентирует на то, что, изучая конфликт, нельзя ограничиваться рассмотрением отдельных элементов, а необходимо стремиться исследовать максимальное количество существенных связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами.

    Принцип соблюдения законов диалектики требует учета основных законов и парных категорий диалектики.

    Закон единства и борьбы противоположностей показывает внутренний источник развития конфликтов: единство и борьбу противоположных сторон, сил, тенденций.

    Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует на поиск закономерностей, которым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качественных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей между ними.

    Закон отрицания отрицания дает возможность прогнозировать направление развития конфликтов: от простого к сложному, от низшего к высшему, от одного к другому.

    Парные категории диалектики, такие как материальное и идеальное, время и пространство, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие и другие, позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности полученных выводов.

    Принцип детерминизма настраивает конфликтолога на более строгий анализ конфликтного взаимодействия. Происходящее в социальном конфликте не просто реакция на внешние факторы, не просто их переработка под конкретную ситуацию, оно само становится причиной развертывающихся событий. Внешнее и внутреннее в конфликте требуют равнозначно серьезного отношения исследователя.

    Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики раскрывает диалектику движения знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания. Нарушение оптимального соотношения логики взаимовлияния теории, эксперимента и практики приводит к снижению результативности работы конфликтолога, превращению ее в имитационную деятельность.

    Принцип системного подхода ориентирует конфликтолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта. Необходимо рассматривать конфликты как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие в свою очередь в качестве подсистем в системы более высокого уровня.

    Принцип конкретно-исторического подхода показывает необходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий их развития. Нельзя ограничиваться в характеристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже имеющихся для конфликтов подобного вида.

    Принцип объективности требует минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они есть.

    Методологические принципы конфликтологии


    Принцип междисциплинарности ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии. Изучая любой конфликт, важно как можно более полно ознакомиться с методологией, теорией, методами и результатами проведения исследований. Это многократно повысит эффективность работы специалиста. Опираясь на знания только одной науки — психологии, социологии или какой-либо другой, — конфликт ни глубоко изучить, ни тем более регулировать невозможно. Важнейшей стороной принципа междис- циплинарности является принцип равенства всех шестнадцати отраслей конфликтологии. Роль не главной, но системообразующей науки на данном этапе развития конфликтологии призвана выполнить и пока выполняет психология.

    Принцип преемственности требует максимально полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. Важной стороной принципа преемственности является необходимость знания российскими конфликтологами истории в первую очередь отечественной конфликтологии. Западные теории конфликтов представляют для нас несомненную ценность. Однако не стоит рассчитывать на решение проблемы российских конфликтов на основе западных подходов. К тому же не может быть великой, даже самостоятельной, наука, не знающая своей отечественной истории, только лишь заимствуя исходные принципы, основные теоретические концепции.

    Принцип эволюционизма ориентирует на учет основных закономерностей эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании. Он требует от конфликтолога знания и учета основных макроэволюционных тенденций развития конфликтов при исследовании конфликтного взаимодействия вообще и анализа конкретных конфликтов в частности. Необходимо знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутриличностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества. При изучении конкретных конфликтов важно выявлять не только динамику, но и эволюционные предпосылки и тенденции их возникновения и развития.

    Принцип личностного подхода формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные индивидуально-психологические особенности.

    Принцип поиска скрытого содержания конфликтов ориентирует конфликтолога на изучение не только доступной информации, но и скрытых, глубинных причин конфликтов. Он означает: необходимость выявления неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов; обнаружение осознаваемых, но скрываемых, часто основных целей; необходимость находить не только скрытые элементы в действиях людей, но и глубинные механизмы развития конфликтов в целом.

    Принцип борьбы со злом не ограничивает, как может показаться на первый взгляд, позицию конфликтолога. Скорее, он подводит специалиста к необходимости учета самого восприятия конфликтующими сторонами причин, самого процесса и последствий конфликта. Именно оценка оппонентами конкретных фактов как зла для себя меняет картину взаимодействия, делая его более агрессивным.

    Соотношение эмпирического и теоретического в исследовании конфликтов


    Логика процесса исследования конфликтов (по Б. Я. Шведину)

    КМ — концептуальная модель; ЭМ — эмпирическая модель; ПМ — процедурная модель


    Нарушение оптимального соотношения теории, эксперимента и практики в процессе конфликтологического исследования приводит к снижению результативности работы конфликтолога.

    Исследование конфликта с точки зрения соотношения его теоретического и эмпирического компонентов может быть реализовано по двум направлениям. Трудоемкость исследований, проводимых в соответствии со стратегией 2, во много раз больше, чем тех, в основе которых лежит стратегия 1.

    В первом случае нам предстоит развивать понятия, строить сложные теоретические конструкции, организовывать мысленные эксперименты, что может быть гораздо легче, чем проводить эмпирические исследования. Поэтому объективно теоретический компонент как конфликтологического исследования, так и любого другого имеет тенденцию к доминированию над экспериментом и практикой. Для оправдания этого может предлагаться много убедительных аргументов. Однако в их основе лежит вполне естественное стремление минимизировать усилия по достижению цели. Конфликтологу необходимо адекватно оценивать эти, часто неосознанные, стремления.

    Во втором случае эмпирическая база исследования является фундаментом, от качества которого зависит устойчивость теоретических обобщений к серьезным испытаниям практикой.

    Практическая ценность теоретических обобщений и рекомендаций, полученных на солидной эмпирической базе, заметно выше, чем ценность выводов, в основе которых лежит только личный опыт исследователя, дополненный небольшим количеством других эмпирических данных, а также информацией, почерпнутой из книг и статей, посвященных исследуемому конфликту.

    Важной проблемой конфликтологического исследования является логика взаимосвязи теории, эксперимента и практики в процессе изучения конфликтов.

    На каждом из трех уровней развития (описательном, объяснительном, управленческом) конфликтология прибегает к построению содержательных моделей трех типов:

    □  теоретических (концептуальных) — КМ;

    □  процедурных (методов науки) — ПМ;

    □       эмпирических (достоверное эмпирическое знание) — ЭМ.

    Модели всех трех типов должны быть тесно связаны между собой. Практически невозможно строить концептуальные модели без обоснованных процедурных и эмпирических моделей. Знания, полученные умозрительным образом, обладают меньшей ценностью по сравнению со знаниями, соответствие которых практике доказано. В процессе анализа конфликтов конфликтолог должен постоянно обращаться к практике, оценивать полученные предварительные результаты с точки зрения их соответствия реальному положению дел, совершенствовать методику анализа и дорабатывать выдвинутые гипотезы в соответствии с новой информацией, которую он получает в ходе самого процесса изучения.

    Особое место практики в процессе познания связано с тем, что она является источником наших знаний, поскольку все проблемы, нуждающиеся в разрешении, а следовательно, и в познании, конфликтолог находит в практике реальной жизни, практика выступает критерием истинности полученных знаний, а также конечным результатом познания.


    Please publish modules in offcanvas position.