Конфликтология в схемах и комментариях - Анцупов А.Я. - Конфликт в культурно-исторической психологии

    Содержание материала

    Конфликт в культурно-исторической психологии


    Как отмечает Б. И. Хасан, в традиции культурно-исторической психологии конфликт занимает достаточно весомое место, но не является предметом исследования. В определенных точках процесса развития он проявляется как видимый в поведении, внутреннее взаимодействие разворачивается своей конфликтной стороной.

    Тем не менее можно выделить три основания, по которым этот термин используется в культурно-исторической концепции.

    Конфликт как диагностическая ситуация — в этом контексте он используется не в качестве привычного в психологии понятия, применяемого для выявления особенностей и закономерностей, а как понятие, позволяющее фиксировать определенные достижения. В ситуациях, представленных в виде столкновения так называемых натуральной и культурной форм поведения ребенка, видны возможности его обращения к противоречивым способам поведения.

    Конфликт как диагностический и формирующий прием рассматривает конструктивную и продуктивную функцию как само собой разумеющееся педагогическое и психологическое построение, указывается необходимость конфликта для успешности учения.

    Конфликт как механизм развития — позитивный смысл состоит в раскрытии для ребенка его собственных возможностей. Как только сложившиеся формы поведения перестают соответствовать связке «потребности и мотивы - конкретный объект», так сразу же появляются детские конфликты, для решения которых используются новые специфические детские способы.

    Б. И. Хасан делает ряд выводов, существенных для понимания конфликта и его инструментальных функций в культурно-историческои концепции.

    □  Конфликт представлен в виде противоречий возраста (Л. С. Выготский) или в виде реальных противоречий учения (Л. С. Выготский, Д. Б. Элько- нин). И в том и в другом случае противоречия рассматриваются как движущие силы в столкновении натуральной и культурной форм поведения ребенка.

    □  Отношение к конфликту строится как искусственное, то есть его необходимо проектировать, инициировать и разрешать для решения задач развития.

    □  Предметом конфликта в культурно-исторической концепции является разрыв (пустота) в виде противопоставленности натуральной и культурной форм поведения.

    □  Природа конфликта позитивна, то есть конфликт является продуктивной основой культурного развития, особенно в детском возрасте.

    □  Культурно-историческая концепция изучает внутренние конфликты, имеющие внешний конфликт своей генетически исходной формой при неопределенности самого понятия (структурных и динамических характеристик) конфликта.

    □  Феноменально конфликт представлен как противоречивость в одном поведении способов его организации.

    □  Урегулирование и разрешение конфликта происходят за счет овладения поведением и построения его на новом уровне (Л. С. Выготский).


    Please publish modules in offcanvas position.