Глава 20. Отдельные виды конфликтов Конфликты в педагогической деятельности
Говоря о конфликтах, невозможно обойти вниманием такую сферу, как образование. Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
В сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. Они образуют основные конфликтные диады.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми является обычной составной частью реальности. Психолог М. Рыбакова выделяет следующие конфликты между учителем и учеником:
□ конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий и проявляющиеся в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда и неудачное замечание учителя;
□ конфликты поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее. Один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах;
□ конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Они приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:
□ контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, выпустить пар;
□ не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-выска- зывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
□ не оскорблять ученика (все последующие «компенсирующие» действия могут не исправить ситуацию);
□ стараться не выгонять ученика из класса;
□ по возможности не обращаться к администрации;
□ не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личность, семью, давать оценку только его конкретным действиям;
□ независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения (высказать сожаление по поводу конфликта);
□ не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.