Конфликтология в схемах и комментариях - Анцупов А.Я. - Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель — подчиненный»

    Содержание материала

    Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель — подчиненный»

    Причины конфликтов «руководитель — подчиненный»


    Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных актуальна для науки и практики. В центре внимания находятся вопросы эффективности управления, стиля руководства, авторитета руководителя, оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Все они зависят от оптимизации отношений в звене «руководитель — подчиненный», то есть от конфликтов «по вертикали».

    Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного выделяют объективные и субъективные.

    К объективным причинам таких конфликтов относят следующие.

    1.  Субординационный характер отношений. Существует противоречие между функциональной (официальной, формальной) и личностной (неофициальной, неформальной) сторонами отношений руководителя и подчиненного, что порождает конфликты.

    2. Деятельность в системе «человек — человек» конфликтогенна по своей природе.

    3.  Большая часть конфликтов «по вертикали» детерминирована предметно-дея- тельностным содержанием межличностных отношений (около 96 % конфликтов между руководителями и подчиненными).

    4.  Частота возникновения конфликтов по вертикали связана с интенсивностью совместной деятельности оппонентов.

    5.  Наиболее конфликтно звено «непосредственный руководитель — подчиненный»: на него приходится более 53 % конфликтов.

    6.  Разбалансированность рабочего места. Рабочим местом называют совокупность функций и средств, достаточных для их выполнения. Функции должны быть обеспечены средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены.

    7.  Рассогласованность связей между рабочими местами в организации.

    8.  Сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца.

    9.  Недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческихре- шений всем необходимым для их реализации.

    Среди субъективных причин таких конфликтов обычно выделяют управленческие и личностные.

    1.  Управленческие причины: неоптимальные и ошибочные решения; излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства; недостаточная профессиональная подготовка руководителей; низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звеньев; неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных; нарушения в системе стимулирования труда.

    2.  Личностные причины: низкая культура общения, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными; стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой; выбор начальником неэффективного стиля руководства; отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненным и наоборот; напряженные отношения между руководителями и подчиненными; психологические особенности участников взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка, акцентуации характера и т. д.).


    Please publish modules in offcanvas position.