Конфликтология в схемах и комментариях - Анцупов А.Я. - Семнадцать этапов эффективного неконфликтного управления

    Содержание материала

    Для завершения цикла работы по принятию неконфликтного управленческого решения важное значение имеет обобщение опыта управленческой и любой другой деятельности, которое заключается в итоговом анализе промежуточных и конечных результатов, полученных в ходе принятия и реализации управленческого решения, и выражается в появлении конкретных материальных ценностей. К ним относятся здания, сооружения, оборудование, добытое сырье, выращенный урожай, машины, финансы, дороги и т. п.

    В процессе обобщения материального опыта деятельности важно определить, какие материальные ценности созданы в результате труда и какие затраты ресурсов для этого были произведены.

    Обобщение материального опыта деятельности предполагает выявление наиболее существенного позитивного опыта производства материальных ценностей. Среди показателей, которые будут говорить о результатах, особо важное место занимают качественные данные. Они, отражая особенности динамики, тенденции, позволяют проследить весь путь от «нулевого цикла» до материализации результата, каким бы извилистым он ни был, осуществить на основе этого прогностическую деятельность на каждом контрольном участке. Руководитель определяет причины и факторы, обеспечившие достижение наиболее важных и крупных итоговых результатов.

    Семнадцать этапов эффективного неконфликтного управления

    Не менее важно выявить наиболее существенный негативный опыт, полученный в результате осуществления управленческой деятельности, — основные ошибочные и наименее эффективные решения, материальные причины их низкой эффективности.

    Обобщение опыта работы персонала связано с анализом самого процесса труда, а также его результатов, выражающихся в тех изменениях, которые произошли в людях в ходе деятельности.

    На основе такого анализа делаются выводы о том, как лучше использовать сторонников принимаемого решения, как привлечь новых союзников на свою сторону и каким образом блокировать действия явных и скрытых противников.

    Не менее важным моментом становится отслеживание изменений индивидуально-психологических особенностей лиц, имеющих как непосредственное, так и опосредованное отношение к подготовке и реализации решения.

    Обобщение опыта работы связано и с оценкой изменений характера деятельности персонала в результате происходящих процессов. Важно выявить и обобщить мнение максимально возможного числа работников об основных положительных и отрицательных итогах реализации решения. Деятельность — важный фактор формирования личности человека. Изменяя деятельность, необходимо, прежде всего, прогнозировать, какое влияние окажет она на занимающихся ею людей, в чем она будет совершенствовать работников, а в чем оказывать негативное воздействие. Те изменения, которые произойдут в человеке под влиянием социальной и материальной среды, новой деятельности, составляют главный результат деятельности руководства и критерий его эффективности. Если не ставить одной из важнейших целей управления организацией совершенствование людей, в ней работающих, то, в конечном счете, такое управление и такая организация неизбежно окажутся неэффективными.

    Пять способов оценки результатов деятельности


    Руководитель постоянно осознанно или неосознанно оценивает сотрудников, с которыми ему приходится взаимодействовать. Последние в свою очередь постоянно оценивают решения и действия своих руководителей.

    В основе всякой оценки лежит сравнение одного явления, объекта, состояния и т. п. с другим. Учет специфики разных способов оценки результатов одной и той же деятельности позволяет предупредить возможные конфликты между оцениваемым и оценивающим.

    1.  Опытные руководители соотносят результаты деятельности с состоянием дел, которое было в начале деятельности. В этом случае основой оценки является определение, что сделано, то есть «расстояние» в системе «результат» — «начало».

    2.  Нередки случаи, когда оценивающий может иметь недостаточно ясное представление о состоянии дел в начале работы. В этом случае определяющим в оценке результатов деятельности может быть сравнение положения дел в оцениваемой организации с положением дел в аналогичных других организациях. В качестве последних могут выступать лучшие, средние или худшие структурные подразделения данной организации, другие организации, положение дел в которых известно. Основой оценки является «результат» — «другие».

    3.  Обычно достигнутые результаты сравнивают с целью деятельности. Если в результате деятельности основные цели достигнуты или даже превзойдены, то работа оценивается высоко, в противном случае — критически. При таком подходе в основе оценки лежит определение того, что не сделано по сравнению с намеченным. Оценка результатов производится в зависимости от «расстояния» «результат» — «цель».

    4.  Еще одним часто используемым способом оценки результатов деятельности является их сравнение с требованиями нормативных документов к решению оцениваемой проблемы. Качество построенного дома, состояние финансовой документации банка, ответ студента на экзамене можно оценить, сравнив достигнутый результат деятельности в системе «результат» — «норма».

    5.  Суть еще одного способа оценки заключается в том, что достигнутое реальное положение дел сравнивается с возможным идеальным. Оценка результатов в этом случае производится в зависимости от «расстояния» «результат» — «идеал». Такая оценка достаточно субъективна, а следовательно, и конфликтна. Понимание идеала у каждого руководителя свое, оно зависит от многих факторов: профессиональной подготовленности, нравственных качеств, общей культуры, преследуемых целей и т. д. Сравнение результатов деятельности с идеалом может быть оправдано, прежде всего, при оценке лидирующих сотрудников и организаций, при определении перспектив их движения вперед.

    Выбор способа оценки может существенно повлиять на ее результаты. Одна и та же деятельность в зависимости от способа ее оценки может быть оценена не только по-разному, но и противоположно. Результаты деятельности, получившие отрицательную оценку при способе «результат» — «цель», как не позволившие выполнить поставленные задачи могут получить положительную оценку при способе «результат» — «начало», если по сравнению с начальным положением все же сделано немало.


    Please publish modules in offcanvas position.