Конфликтология в схемах и комментариях - Анцупов А.Я. - Основные пути и способы разрешения значимых противоречий в социальном взаимодействии

    Содержание материала

    Основные пути и способы разрешения значимых противоречий в социальном взаимодействии


    Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость урегулирования конфликтов, а не подавления их. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем этот способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество».

    Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным показало, что одна треть этих конфликтов завершается компромиссом, две трети — уступкой (преимущественно подчиненного) и только 1-2 % конфликтов завершаются путем сотрудничества.

    Объяснение такого разброса в применении способов разрешения конфликтов по вертикали кроется в стереотипах мышления, поведения, а также особенностях этого вида конфликта. Большинство из нас ориентированы на противоборство. Десятилетия такой принцип преобладал во взаимодействии с теми, кто был не таким, как мы, был не согласен с нами. Да и в конфликтах между руководителем и подчиненным в 60 % ситуаций начальник прав в требованиях к подчиненному.

    Рассмотренные способы разрешения конфликта на практике реализуются силовым подавлением одной из сторон или ненасильственным путем — путем переговоров (компромисс, сотрудничество, а иногда и уступка). Силовое подавление — это продолжение применения стратегии соперничества. В этом случае сильная сторона достигает своих целей, добивается от оппонента отказа от первоначальных требований. Уступившая сторона выполняет требования оппонента или приносит извинения за допущенные просчеты в деятельности, поведении или общении. Если же стороны понимают, что проблема важна для них и стоит того, чтобы ее решить с учетом обоюдных интересов, то они используют путь переговоров.

    Важно нормализовать отношения оппонентов в преддверии переговорного процесса. Одним из приемов, позволяющих сделать это, является техника ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения — С. Линд- скольд и др.). Метод ПРИСН предложен социальным психологом Ч. Осгудом и успешно применяется при разрешении конфликтов разного уровня: международных, межгрупповых, межличностных (Б. Бетс, В. Смит). Он включает в себя следующие правила:

    □  делать искренние, публичные заявления о том, что одна из сторон конфликта хочет остановить эскалацию конфликта;

    □  объяснять, что примирительные шаги обязательно будут осуществлены. Сообщить, что, как и когда будет сделано;

    □  выполнять обещанное;

    □  побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать их в качестве условия выполнения собственных обещаний;

    □  уступки должны осуществляться в течение достаточно длительного времени, и даже в том случае, если другая сторона не отвечает взаимностью. Они не должны приводить к увеличению уязвимости стороны, их осуществляющей;

    □             расширять круг вариантов решения проблемы; искать взаимную выгоду; выяснять, что предпочитает другая сторона.

    КОНФЛИКТЫ С УЧАСТИЕМ ЧЕЛОВЕКА

    Классификация научный метод, заключающийся в разъединении всего множества изучаемых объектов и последующем их объединении в группы на основе какого- либо признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения объекта к той или иной группе, называется основанием классификации. Классификация конфликтов необходима для сравнительного изучения их существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации и т. п.

    Классификация — это не только приведение в систему определенной суммы понятий, характеризующих объект науки, хотя данная задача и занимает достаточно важное место в исследовательской деятельности. Это и получение новых знаний об объекте науки, и расширение понятийно-категориального аппарата конфликтологии, и приведение его в более полное соответствие объективным законам развития конфликтов. Основная задача классификации — выявить те системные признаки, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов.

    Выделим основные виды классификаций.

    Типология — в ее основе лежит существенный признак конфликта. Это наиболее ценный и сложный вид классификации. В результате типологии выделяется ряд типов конфликтов. Сам тип выступает единицей расчленения множества конфликтов по выбранному основанию классификации.

    Систематика — приведение в систему представлений о некоторой совокупности конфликтов. Основанием для классификации служит менее существенный признак конфликта, нежели тип. Созданы частные систематики конфликтов. Полная систематика конфликтов в конфликтологии в ближайшее время вряд ли достижима. Однако в принципе создание полной систематики конфликтов возможно.

    Таксономия — «теория классификации и систематизации деятельности, имеющей обычно иерархическое строение». В конфликтологии таксономических классификаций конфликтов пока нет, хотя они в принципе возможны. «Гроздь» соподчиненных, взаимосвязанных конфликтов называется таксоном.

    Конфликтология находится на завершающем этапе выделения в самостоятельную науку. В этих условиях первоочередными задачами классификации выступают уточнение границ того множества конфликтов, которые являются объектом науки, и выделение наиболее общих структурных единиц в объектном поле конфликтологии. Один из существенных признаков конфликта — характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, зависят характеристики конфликта. Например, используя основные виды классификации, можно выделить ряд подвидов социальных конфликтов.

    Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей или интересов личности и группы. Средние социальные группы по количественному составу занимают промежуточное положение между малыми и большими. Если количество участников конфликта превышает несколько сотен человек, то это конфликт между большими социальными группами.

    Межгосударственные конфликты представляют собой борьбу между двумя государствами или их коалициями. Может также возникнуть конфликт между государством и группой государств.

    Классификация конфликтов (по С. М. Емельянову)

    Основание классификации

    Виды конфликтов

    Общая характеристика

    Сферы

    проявления

    конфликта

    Экономические

    В основе лежат экономические противоречия.

    Идеологические

    В основе лежат противоречия во взглядах.

    Социально-бытовые

    В основе лежат противоречия социальной сферы.

    Семейно-бытовые

    В основе лежат противоречия семейных отношений

    Степень длительности и напряженности конфликта

    Бурные

    быстротекущие конфликты

    Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих.

    Острые длительные конфликты

    Возникают при наличии глубоких противоречий.

    Слабовыраженные и вялотекущие конфликты

    Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон.

    Слабовыраженные и быстротекущие

    Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер

    Субъекты конфликтного взаимодействия

    Внутриличностные конфликты

    Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности.

    Межличностные конфликты

    Субъектами конфликта выступают две личности.

    Конфликты «личность- группа»

    Субъекты конфликта: с одной стороны — личность, а с другой — группа (микрогруппа).

    Межгрупповые конфликты

    Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы

    Социальные последствия

    Конструктивные конфликты

    В основе лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы.

    Деструктивные конфликты

    В основе, как правило, лежат субъективные причины. Создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы

    Предмет конфликта

    Реалистичные (предметные) конфликты

    Имеют четкий предмет.

    Нереалистичные (беспредметные) конфликты

    Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

    Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия (по А. И. Шипилову)


    Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней, куда входят следующие потребности: физиологические; в безопасности и защищенности; социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. Можно использовать более обобщенную градацию блокированных потребностей — материальные, социальные и духовные.

    В зависимости от типа противоречия конфликты можно делить на возникшие в результате антагонистического противоречия либо вследствие неантагонистического противоречия.

    Важной характеристикой конфликта является острота противодействия участвующих в нем сторон. В западной конфликтологии эта характеристика называется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделяют конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности — спор между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон.

    В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др.

    Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их длительность. Конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах их делят на конструктивные, имеющие позитивные и негативные последствия одновременно, и деструктивные. Американские конфликтологии (Р. Даль и др.) классифицируют социальные конфликты в обществе по количеству сторон, участвующих в конфликте, и их последствиям. Конфликты также можно классифицировать по степени разработанности нормативных способов их разрешения.

    Существуют конфликты, для разрешения которых не разработано никаких нормативных механизмов. Примером такого конфликта может быть ссора двух пассажиров в общественном транспорте. Можно выделить полностью институционализированные конфликты. Например, дуэль. Между этими крайними полюсами существует много видов конфликтов, нормативное урегулирование которых осуществляется частично.

    Помимо общих классификаций существуют частные типологии. Они охватывают часть объектного поля конфликтологии, связанную с одним из типов конфликтов. Например, это могут быть причинно-мотивационные связи.

    Н. В. Гришина в результате изучения производственных конфликтов выделила конфликты как реакцию:

    □  на препятствие к достижению основных целей трудовой деятельности;

    □  поведение, не соответствующее принятым нормам отношений, и поведение людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающее их ожиданиям;

    □             личные конфликты, возникающие в силу личных особенностей членов коллектива.


    Please publish modules in offcanvas position.