Модульный социотест Анцупова (вариант)
ОПРОСНЫЙ лист
Уважаемые коллеги! С целью изучения взаимоотношений в коллективе просим вас оценить членов вашего коллектива. Оценка дается по шкале от -5 до +5 и от 0 др 10 баллов. При оценивании можно использовать любой балл, например -4; +2; 0; 1; 3 и др.
1. Оцените Ваше отношение к каждому члену Вашего коллектива по шкале от -5 до +5, где:
+5 — отношусь в высшей степени положительно; 0 — отношусь нейтрально; -5 — отношусь в высшей степени отрицательно; т. о. — трудно оценить.
2. Оцените, как к Вам, на Ваш взгляд, относится каждый член Вашего коллектива по шкале от - 5 до + 5, где:
+5 — относятся в высшей степени положительно; 0 — относятся нейтрально; -5 — относятся в высшей степени отрицательно; т. о. — трудно оценить.
3. Оцените профессиональные знания по занимаемой должности каждого сотрудника по шкале от О до 10, где:
10 — обладает блестящими профессиональными знаниями; 5 — уровень профессиональных знаний средний;
0 — не обладает практически никакими профессиональными знаниями; т. о. — трудно оценить.
4. Оцените степень ответственности каждого сотрудника по шкале от О до 10, где:
10 — он (она) всегда готов (готова) взять ответственность на себя, искать причины ошибок в себе, а не в окружающих и лично отвечать за результаты своего труда (подчиненных);
5 — степень его (ее) ответственности средняя;
0 — он (она) всегда уклоняется от ответственности, стремится переложить ответственность за принятие решения и ошибки на своих начальников или подчиненных; т. о. — трудно оценить.
5. Оцените качество выполнения должностных обязанностей каждым членом Вашего коллектива по шкале от О до 10, где:
10 — свои должностные обязанности выполняет с высочайшим качеством; 5 — качество выполнения должностных обязанностей среднее; 0 — свои должностные обязанности выполняет исключительно плохо; т. о. — трудно оценить.
6. Сравните важность для каждого члена Вашего коллектива интересов организации и его личных интересов по шкале от О до 10, где:
10 — если его (ее) личные интересы сталкиваются с интересами организации, то он (она) всегда пожертвует личными интересами в пользу коллективных; 5 — его (ее) личные интересы и интересы коллектива имеют для него (нее) примерно одинаковую ценность;
0 — если его (ее) личные интересы сталкиваются с интересами организации, то он (она) всегда пожертвует коллективными интересами в пользу личных; т. о. — трудно оценить.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОМОЩЬ!
Для того чтобы предупредить возникновение деструктивных конфликтов между работниками, необходимо хорошо знать характер взаимоотношений в коллективе, иметь информацию о тенденциях в их развитии, видеть сотрудников, имеющих трудности в общении с сослуживцами, помогать им в налаживании отношений и т. д.
Модульный социотест Анцупова (МСА) предназначен для комплексной диагностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Он имеет модульную структуру и включает две базовые и несколько дополнительных измерительных шкал.
В зависимости от целей в опросный лист может включаться от одного до семи- девяти вопросов. Оценки выставляются на специальном бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить всякое подозрение опрашиваемого относительно возможности его идентификации по почерку. При ответе на каждый вопрос отношение к другому члену группы может оцениваться любым баллом от +5 до -5 и от 0 до 10.
Длительность процедуры опроса с помощью МСА зависит от количества используемых модулей и численности группы. Продолжительность опроса группы в 20 человек по четырем модулям составляет 20-35 минут. Практика показывает, что количество оценок, даваемых опрашиваемым в ходе одного опроса, не должно превышать 100-120. При необходимости дать большее количество оценок опрашиваемые начинают работать формально.
Основные достоинства модульного социотеста связаны со следующими его особенностями:
□ оцениваются реальная деятельность и реальные взаимоотношения каждого члена группы за достаточно длительный период, что повышает объективность оценки;
□ учитываются абсолютно все взаимоотношения в группе;
□ повышается точность оценок в результате использования достаточно «тонкой» 10-балльной шкалы;
□ повышается правдивость ответов путем определения самим опрашиваемым степени их анонимности;
□ выявляются не только конфликты, но и общий характер взаимоотношений в группе, оцениваются возможности коллектива, определяются лидеры и аутсайдеры в разных сферах деятельности группы и др.;
□ все взаимоотношения и конфликты оцениваются количественно, что позволяет стандартизовать данные;
□ собирается достаточно разносторонняя информация, позволяющая не только диагностировать конфликты, но и определить некоторые их причины, оценить группу в целом и каждого из ее членов.
Основные недостатки МСА связаны с тем, что он ориентирован на диагностику взаимоотношений и конфликтов и не позволяет выявить их причины. Объяснение полученных данных требует от конфликтолога определенного опыта работы с методикой.
Выделите выбранный Вами вариант |
СПИСОК ГРУППЫ |
МОЕ ОТНОШЕНИЕ |
ОТНОШЕНИЕ КО МНЕ |
|
|||||||||||||||||||||||||
№ |
-5 |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
+4 |
+5 |
г. а |
№ |
-5 |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
+4 |
+5 |
т. а |
||||
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
5 |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
6 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
7 |
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
8 |
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
9 |
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|