Инновационные конфликты
Новое всегда приходит на смену старому в природе и в обществе. Поэтому противоречия между новым и старым вполне естественны и вечны. Нередко эти противоречия приводят к конфликтам. На разных этапах развития явления скорость и масштабы изменений могут заметно различаться. Чем радикальнее изменения, чем более они скоротечны и масштабны, тем чаще возможно возникновение конфликтов.
Межличностный инновационный конфликт — это противодействие между сторонником и противником нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Причины межличностных инновационных конфликтов можно объединить в пять групп.
Объективные причины — естественное столкновение интересов новаторов и консерваторов. Сторонники и противники нововведений всегда были, есть и будут независимо от каких-либо других факторов.
Организационно-управленческие причины — несовершенство политических, социальных, управленческих механизмов бесконфликтной оценки, внедрения и распространения новшеств.
Инновационные причины связаны с характеристиками самого нововведения. Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты.
Личностные причины заключаются в индивидуально-психологических особенностях участников инновационного процесса. Типичной личностной причиной инновационных конфликтов является наличие у многих работников выраженной негативной установки на изменения вообще и на нововведения в конкретной деятельности в частности. Исследование установок на нововведения, проведенное Ю. И. Мягковым, позволило установить существование отрицательной установки на любые изменения, связанные с внедрением нового, примерно у 50 % офицеров.
Ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации.
ТИПИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ ИННОВАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ
Соотношение декларируемых и истинных мотивов в инновационном конфликте (по Ю. И. Мягкову)
Влияние инновационного конфликта на качество деятельности коллектива
Основные проблемы разрешения межличностных инновационных конфликтов состоят в следующем:
□ внедрение любых новшеств в большей мере не технический, а социальный и психологический процессы;
□ чем более существенны негативные эмоции оппонентов по отношению друг к другу, тем менее конструктивен конфликт;
□ консерватор меньше нервничает в инновационных конфликтах по сравнению с новатором;
□ чем более конструктивна позиция оппонента, тем больше вероятность его победы в конфликте;
□ поддержка со стороны коллег повышает шансы оппонента разрешить конфликт в его пользу;
□ чем лучше члены коллектива информированы о сущности и особенностях нововведения, тем меньше вероятность и острота инновационных конфликтов;
□ поспешно внедряемые нововведения вызывают большее сопротивление по сравнению с новшествами, вводимыми постепенно.