Конфликтология в схемах и комментариях - Анцупов А.Я. - Система семейных трудностей (по А. Н. Харитонову)

    Содержание материала

    Система семейных трудностей (по А. Н. Харитонову)

    Концепция А. Н. Харитонова включает три группы причин семейных трудностей.

    Несмотря на всю специфичность такого явления, как семья, говоря о причинах затруднений, возникающих во взаимоотношениях ее членов, было бы неправильно забывать, что составляющие ее члены имеют, с одной стороны, биологическую природу, что обусловливает первую группу причин. Основные биофизические причины: а) индивидуально-биофизические — соматические, нервные болезни, генетическая предрасположенность, физическая несовместимость, дефекты фигуры, лица, отдельных систем организма, органов, органов чувств, неправильный образ жизни и др.; б) природно-биологические — неподходящий климат, неблагоприятная экология, неблагоприятные особенности окружающий среды и др.

    Существование в социуме как каждого члена в отдельности, так и семьи в целом позволяет выделить еще одну группу причин, которая приводит к тем или иным затруднениям в семьях.

    Социальные причины представляют собой подструктуры следующих групп детерминант: а) социально-экономические; б) идеологические, политические; в) социально-правовые; г) социокультурные; д) религиозные; е) этнологические; ж) образовательные, педагогические.

    Психологические причины включают следующие компоненты:

    □  базальные личностные факторы — это психологическая незрелость, эгоцентризм супругов, фиксации на фигурах прошлого, на ранних стадиях психосексуального развития, неадекватная идентичность, негативные эмоциональные качества личности (недоверие, зависть, вина, ревность, тревога, ненависть и др.), неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, сильный внутренний конфликт, психотравмы раннего детства, подросткового возраста, завышенный уровень личных притязаний и др.;

    □  основными межличностными факторами возникновения семейных трудностей являются: рассогласование неосознанных ожиданий о партнере с его реальным поведением; борьба в вопросах главенства; взаимные перенесения, несходство характеров; различия желаний, интересов, вкусов; неустойчивые, противоречивые стили воспитания в родительских семьях; неполное, полное непринятие партнера, собственного ребенка; интенсивные конфликты ранних объектных отношений в родительской семье; дистанцирование, затрудненность в общении; изменения ролевой структуры семьи; низкий уровень информированности о браке, семейной жизни; депривация родительской любви, заботы; противоречие между личностным развитием и групповым, семейными нормами; различие взглядов на семью, работу; различные подходы к решению трудных семейных ситуаций и др.;

    □  объективные ситуативно-деятельностные факторы — это напряженный характер деятельности, жесткий распорядок, фактор вынужденных разлук с родными, фактор смены работы жены, учебы детей, неблагоприятное материально-бытовое обеспечение семьи и др. Субъективными ситуативно-деятельностными факторами являются: фактор гомогенного характера коллективов, фактор отношений доминирования — подчинения, фактор гиперкомпенсации агрессивных чувств на работе и пр.

    Динамика трудностей семейных отношений (по А. Н. Харитонову, 2003 г.)


    Нарастание трудностей в семье может приводить к появлению следующих психо- травмирующих последствий:

    □  состояние полной семейной неудовлетворенности — результат заметного расхождения между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью;

    □  семейная тревога проявляется после крупного семейного конфликта;

    □  нервно-психическое напряжение — результат создания ситуаций постоянного психологического давления или препятствий для проявления важных чувств, удовлетворения потребностей;

    □      состояние вины появляется, когда человек чувствует себя виновником любого конфликта и считает отношение других к себе обвиняющим.

    Особенности динамики развития этих процессов требуют отдельного рассмотрения.

    Динамика семейных трудностей имеет три основных варианта развития: позитивный, негативный, застревающе-перманентный.

    При позитивном варианте семейные трудности будут развиваться по следующим этапам:

    □  первый этап — возникновение (в результате ряда причин), воздействия запускающей причины неудовлетворенности индивидуальными, семейными потребностями одного или двух членов семьи;

    □      второй этап — усиление неудовлетворенности в отношениях двух членов семьи, вовлечение в них других;

    □  третий этап — высшая точка в выраженности основных признаков семейных трудностей;

    □  четвертый этап — открытое обсуждение причин семейных трудностей, ситуации, поиск путей преодоления;

    □  пятый этап — выбор пути и методов психологической помощи, принятие их и преодоление семейных трудностей.

    Негативный вариант развития семейных трудностей приводит к конфликтному взаимодействию.

    На первых трех этапах он протекает аналогично предыдущему варианту, а далее:

    □  четвертый этап — неудавшаяся попытка или уход от обсуждения ситуации, поиска причин, путей преодоления;

    □  пятый этап — разрыв отношений, или новый виток усиления признаков семейных трудностей, переход их в семейное нарушение и застревание на данном уровне, или после усиления признаков семейных трудностей и перехода нарушения в конфликт, разрыв, прекращение отношений, распад семьи.

    При застревающе-перманентном варианте семейные трудности сначала развиваются также по сценарию первых трех этапов предшествующих вариантов, а потом идут:

    □  четвертый этап — фиксация проявления признаков семейных трудностей, уход или неудачи в обсуждении причин, ситуации, ощущения у членов семьи отсутствия выхода, выбора пути преодоления;

    □  пятый этап — переход семейных трудностей в латентное состояние, неконструктивное течение, поддержание отношений без выраженности признаков и без разрешения трудной ситуации.

    168

    Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия

     Структура семейной психологической помощи (по А. Н. Харитонову)

    Для семьи, испытывающей затруднения во взаимодействии ее членов, характерно длительное существование проблем, наносящих ощутимый удар стабильности брака. Поэтому всегда был и остается актуальным вопрос о возможностях противостояния семьи тем трудностям, с которыми она сталкивается на протяжении своего существования. В первую очередь следует говорить о компетентности самих членов семьи в этом вопросе. Обеспечение такой компетентности — достаточно сложный процесс, решаемый, в первую очередь, на основе усвоения знаний об особенностях взаимодействия в семье и постепенного приобретения навыков ее членами.

    Предупреждение (профилактика) семейных трудностей включает следующие содержательные элементы на уровне семейной группы:

    □  успешный, ожидаемый выбор супруга;

    □  установки на позитивное восприятие, переживание и преодоление нормативных личностных, семейных кризисов на протяжении жизненного цикла семьи;

    □  установки, стремление, активность к конструктивному разрешению семейных трудностей;

    □  наличие знаний в области психологии семьи, семейных отношений, знаний феноменологии типичных психологических семейных проблем;

    □  наличие знаний и определенных навыков владения основными психологическими методами само- и взаимопомощи, знание правил стабилизации, гармонизации семейных отношений;

    □  наличие информации о специалистах, местах оказания профессиональной помощи, методах преодоления семейных трудностей, других семейных проблем;

    □  осознание своих ожиданий, представлений партнера о супруге, семейном общении, отношениях; стремление, установка, готовность к личностному росту самих супругов;

    □  формирование стиля успешности вербального и невербального общения в семье.

    Преодоление семейных трудностей осуществляется посредством следующих способов и методов семейной психологической помощи: самопомощь, взаимопомощь членов семьи, специализированная помощь (семейная психодиагностика, просвещение, консультирование, психотерапия, психореабилитация).

    Механизм преодоления семейных трудностей включает:

    □  осознание, понимание их супругами (членами семьи);

    □        принятие и переработку глубинного конфликта, причин семейных трудностей;

    □        появление идеи, мотивации к изменению;

    □        перемену отношения к семейным трудностям;

    □  поиск способов преодоления психологических и социально-психологических преград на пути достижения удовлетворения в отношениях;

    □  достижение более полного удовлетворения базовыми индивидуальными, семейными потребностями;

    □  гармонизацию семейных отношений (достижение качеств сопереживания, сотрудничества, взаимопонимания, взаимных побуждений, взаиморегуляции).


    Please publish modules in offcanvas position.