Глава 27. Переговоры как способ завершения конфликтов
Виды и функции переговоров
Переговоры являются древним и универсальным средством человеческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся.
Стороны приходят к пониманию необходимости переговоров тогда, когда конфронтация не дает результатов или становится невыгодной. Выделяют два вида переговоров: ведущиеся в рамках конфликтных отношений и в условиях сотрудничества. Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться серьезные разногласия и на этой почве возникает конфликт. Возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать.
Переговоры нужны для принятия совместных решений. Каждый участник переговоров сам решает, соглашаться ли на то или иное предложение.
Совместное решение — это единое решение, которое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации.
Существуют различные подходы к классификации переговоров. Один из них основан на выделении различных целей их участников. В соответствии с этим выделяют следующие виды переговоров.
Переговоры о продлении действующих решений — временное соглашение о прекращении военных действий, пролонгация договоренностей.
Переговоры о нормализации проводятся для перевода конфликтных отношений к более конструктивному общению оппонентов, могут служить этапом для перехода к другому виду переговоров. Часто в них участвует третья сторона.
Переговоры о перераспределении. Одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой в связи с изменившимися обстоятельствами. Эти требования могут сопровождаться угрозами наступающей стороны.
Переговоры о создании новых условий имеют целью формирование новых отношений, заключение новых соглашений.
Переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы (демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т. д.).
В зависимости от того, какие цели преследуют участники переговоров, выделяются их различные функции:
□ информационная — стороны заинтересованы в обмене взглядами, в прояснении позиций, наличии сил и средств, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия;
□ коммуникативная — налаживание новых связей, отношений, приобретение опыта сотрудничества в противовес конфронтации;
□ регуляция и координация действий — выработка конкретных форм взаимодействия;
□ контроль — определение порядка проверки сторонами выполнения соглашений;
□ отвлечение внимания — одна из сторон стремится выиграть время для перегруппировки или наращивания сил;
□ пропаганда — позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете в глазах общественности;
□ проволочки — одна из сторон идет на переговоры, чтобы вселить надежду у оппонента на решение проблемы, успокоить его.