Управление персоналом - Обучение персонала - цели и направления

    Содержание материала

    8.7. Обучение персонала

    Что говорить, невесело, — сказал Веткин.—Но как же иначе? Надо же людей учить делу. А вдруг война?

    А. И. Куприн. Поединок


    Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:

    • внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;

    • мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой "вызов" повышением производительности инженерного труда;

    • изменения во всех областях жизни — главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;

    • для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

    Цели и направления обучения

    Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

    Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:

    • организация и формирование персонала управления;

    • овладение умением определять, понимать и решать проблемы;

    • воспроизводство персонала;

    • интеграция персонала;

    • гибкое формирование персонала;

    • адаптация;

    • внедрение нововведений.

    Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования:

    • поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;

    • приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;

    • приобретение профессиональных знаний, о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;

    • развитие способностей в области планирования и организации производства.

    Мотивацией непрерывного обучения в американских компаниях является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.

    Обучение уже сложившегося профессионала, работающего в организации, важно в первую очередь для самой организации. Для успешного функционирования необходимо, чтобы руководство осуществляло деятельность в двух основных направлениях — внешняя адаптация и внутренняя интеграция:

    С точки зрения направлений в обучении можно выделить пять основных ситуаций:

    Ситуация

    Конкретизация потребности в обучении

    Метод обучения

    1

    Специализированные программы обучения (тренинга продаж, переговоров, креативности)

    Методы поведенческого тренинга

    2






    Программы командообразования





    Активная групповая и межгрупповая деятельность с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем организации

    3



    Развитие межличностной и внутрифирменной коммуникации, формирование навыков преодоления конфликтов

    Тренинг сензитивности, ролевые игры, имитационные деловые игры, стажировки, проектирование корпоративной культуры

    4





    Управленческая подготовка





    Лекции, семинары, практические занятия, учебные деловые игры

    5


    Подготовка к организационным инновациям


    Организационно-

    мыслительные игры, разработка проектов, анализ ситуаций организации



    Please publish modules in offcanvas position.