Управление персоналом - Резюме и контрольные вопросы - Организационные культуры как объект управленческой деятельности

    Содержание материала

    Резюме

    1. В процессе развития управления как науки использовались разные подходы к пониманию того, что есть управление.

    2. Управленческий подход детерминировал взгляд на человека, его место в организации и оптимальные рычаги воздействия. Так, метафора организации как машины сформировала взгляд на человека как на деталь, винтик в механизме, по отношению к которому возможно использование человеческих ресурсов.

    3. Органический подход к управлению породил две основные метафоры. Первая — организация как личность, где каждый человек — самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. По отношению к такому активному субъекту — партнеру организации в достижении ее целей возможно лишь управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого надо хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию человека. Вторая метафора — мозг — сложный организм, включающий в себя различные подструктуры, соединенные разноплановыми линиями — коммуникации, управления, контроля, взаимодействия. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей.

    4. В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека — как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию управления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно только в рамках подхода — управления человеком, не только самостоятельным, активным существом, но и придерживающимся определенных ценностей, правил, принятых норм поведения.

    Сравнительная оценка этих подходов

    Подход

    Метафора

    Концепция управления персоналом

    Основные задачи управления персоналом

    Экономический

    Механизм

    Использование человеческих ресурсов

    Отбор способных работников, стимулирование, нормирование труда

    Органический

    Личность

    Управление персоналом

    Изучение специфики потребностей, разработка различных программ, ориентированных на разные уровни потребностей (физиологический, потребность в безопасности, потребность в общении, потребности в получении профессионального признания, потребность в самореализации)



    Мозг

    Управление человеческими ресурсами

    Обучение персонала — углубление как специализации, так и универсализации, создание условий для максимальной самоорганизации сотрудников

    Гуманистический

    Культура

    Управление человеком

    Адаптация, развитие культуры организации – задание ценностей, формирование правил  и норм, символизация.


    Контрольные вопросы:

    1. Объясните понятие "деятельность по управлению персоналом".

    2. Что такое концепция управления персоналом и как она связана с концепцией управления в целом?

    3. Какие концепции управления персоналом вы знаете?

    4. Перечислите основные задачи по управлению персоналом, характерные для концепций:

    • использования трудовых ресурсов;

    • управления персоналом;

    • управления человеческими ресурсами;

    • управления человеком.

    5. Объясните понятия "организационная культура" и "корпоративная культура".

    6. Какие типы организационных культур вы знаете?



    Please publish modules in offcanvas position.