Управление персоналом - Затраты на обучение и этапы организации

    Содержание материала

    Затраты на обучение и определение эффективности обучения. В 80-х гг. расходы на внутрифирменную подготовку кадров составили:

    "IBM" — 750 млн. долл. (5% затрат на оплату труда);

    "Дженерал электрик" — 260 млн. долл. (2%), "Ксерокс" — 257 млн. долл. (4%), "Текас инструменте" — 45 млн. долл. (3,5%), "Моторолла" — 42 млн. долл. (2,6%). Суммы даны без учета зарплаты работников, проходивших обучение, если их учесть, суммы почти удвоятся.

    В среднем по программам подготовки фирмы США тратят 263 долл. на одного работника. В целом затраты на внутрифирменное обучение вполне сопоставимы с затратами на государственные и частные школы (среднее и высшее образование) — примерно 350 млрд. долл.

    Уже с 70-х годов большинство руководителей американских корпораций стали рассматривать затраты на обучение как прибыльные капиталовложения, а отделы развития персонала и внутрифирменные учебные центры — как подразделения, участвующие в создании прибыли.

    Один из вариантов оценки эффективности может быть основан на теории человеческого капитала, в соответствии с которой знания и квалификация наемных работников рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков — инвестиции в него.

    Можно выделить следующие характеристики основного капитала:

    • цена приобретения;

    • восстановительная стоимость;

    • балансовая стоимость.

    Цена приобретения — это сумма расходов на набор рабочей силы, ознакомление ее с производством и первоначальное обучение.

    Восстановительная стоимость устанавливается для каждой группы сотрудников и выражает стоимость набора и обучения работника каждой профессиональной группы в текущих ценах.

    Балансовая стоимость BV рассчитывается по формуле:

    где r — предполагаемый срок занятости;

    р — число отработанных лет;

    С — восстановительная стоимость.

    В балансе показывается общая сумма вложений в трудовые ресурсы на начало планового периода (затраты на выбор и обучение), указывается объем произведенных в течение отчетного периода инвестиций, подсчитывается величина потерь вследствие увольнений, устаревания знаний и квалификации и выводится стоимость на конец рассматриваемого периода.

    Исследователи утверждают, что сейчас более высокий экономический эффект от вложений в развитие персонала, чем от вложений в средства производства. Подсчеты показывают, что 1 долл., вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долл. дохода.

    По мнению главного экономиста Американского общества содействия обучению и развитию, в 90-е гг. XX столетия рост экономики за счет повышения обученности работников составит 2,1%, за счет роста населения — 0,4%, за счет увеличения капитала — 0,5%.

    Этапы организации обучения

    Система подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.

    Сопоставительный анализ традиционного и интегрированного обучения дает следующая таблица:

    Параметры

    Традиционное обучение внутри предприятия

    Обучение, совмещенное с организационным развитием

    Объект



    Отдельный руководитель

    Группы, межгрупповые связи, руководитель и группа

    Содержание

    Основы управленческих знаний и навыков

    Коммуникативные навыки, умения разрешать проблемы

    Обучающиеся



    Руководители младшего и среднего звена

    Все руководители вплоть

    до высшего звена

    Учебный процесс




    Основан на информации и рационализации

    Основан на информации,

    рационализации, коммуникации и эмоциях

    Стиль обучения

    Исходит из предметов

    Исходит из особенностей


    и особенностей преподавателей

    участников, их опыта,

    проблем, отношений и

    умений консультантов

    Цели обучения


    Рациональность и

    эффективность

    Приспособление, изменение, информирование

    Форма проведения

    Местные семинары,

    курсы

    Свободный выбор форм в

    зависимости от необходимости и ситуации

    Ответственность за проведение

    Преподаватели, организаторы

    Участники

    Стабильность

    программы

    Стабильная


    Гибкая программа, адаптированная к ситуации

    Концепция обучения

    Адаптация руководителей к нуждам предприятия

    Одновременно изменить руководителей и организацию

    Участие в подготовке учебных и других программ

    Участники не включены в составление учебных программ

    Руководители принимают участие в составлении программ изменения предприятия

    Направленность

    Ориентация на знания, которые могут пригодиться в будущем

    Ориентация на конкретное изменение


    Активность участников

    Как правило, малоактивны

    Как правило, очень активны





    Please publish modules in offcanvas position.