Управление персоналом - Организационные культуры как объект управленческой деятельности

    Содержание материала

    3.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности

    Вот два петуха,

    Которые будят того пастуха,

    Который бранится с коровницей строгою,

    Которая доит корову безрогую,

    Лягнувшую старого пса без хвоста,

    Который за шиворот треплет кота,

    Который пугает и ловит синицу,

    Которая часто ворует пшеницу,

    Которая в темном чулане хранится

    В доме,

    Который построил Джек.

    Английская песенка


    Современный уровень менеджмента (80—90-х годов) предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.

    Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного социального опыта.

    Выделяют следующие основные исторические типы организационных культур:

    • органическую;

    • предпринимательскую;

    • бюрократическую;

    • партиципативную.

    Краткое описание организационных культур представлено в табл. 3.5.

    Обычно существующая в организациях корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, является оригинальной смесью из приведенных выше исторических типов организационных культур.

    Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.

    Определить значение той или иной культуры в жизнедеятельности этой организации можно лишь с учетом того обстоятельства, что для каждой из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведения социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации. Управленческие формы (или их сочетание) обеспечивают воспроизведение совокупности норм, ценностей, философских принципов и психологических установок, предопределяющих поведение людей в организации (табл. 3.6).

    В поликультурных организациях наличие этих управленческих форм позволяет отыскивать различные варианты решения возникающих проблем. В частности, в случае конфликтов его участники могут апеллировать и к общепризнанным нормам поведения (коллективистская управленческая форма), и к соображениям выгоды (рыночная), и к установлению властей (бюрократическая), и к легитимному мнению большинства заинтересованных участников (демократическая), и, наконец, прибегнуть к развернутой аргументации, чтобы убедить своих противников (диалоговая-знаниевая).

    Таблица 3.5. Характеристика основных типов организационных культур

    Типы организационных культур

    Органическая

    Предпринимательская

    Бюрократическая

    Партиципативная

    Организация направляется

    согласием с общей идеей

    свободной инициативой

    сильным руководством

    всесторонними обсуждениями

    Проблемы решаются на основе

    исходного согласия с целями и задачами

    индивидуального творчества

    ясного и сосредоточенного продумывания

    открытого взаимодействия

    Лидерство основывается на

    разделяемых взглядах о направлении общего движения


    наличии авторитета и признания

    власти и положении

    содействии контактам и сотрудничеству

    С хроническими проблемами справляются с помощью

    непридания им значения и отказа от обсуждения

    поиска новых творческих подходов

    укрепления руководства и следования правилам

    более напряженной дискуссии и выработки способов решения

    Повседневная работа

    осуществляется при минимальном вмешательстве в нее

    выполняется и видоизменяется каждым по-своему

    зависит от неизменности курса и активности руководства

    постоянно перепроверяется для большего совершенства

    Функции и ответственность

    реализуются с почти автоматической точностью

    получаются такими, какими их делают люди

    предписываются и закрепляются

    разделяются и сменяются по необходимости

    Желания и интересы отдельных людей

    оцениваются по степени их согласованности с целями организации


    считаются более важными, чем интересы организации


    подчиняются интересам организации

    согласуются с интересами организации путем договоренностей

    Руководство

    задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство

    дает людям возможность делать так, как они считают нужным

    определяет лидеров и возможные направления развития

    действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества

    Разногласия и конфликты

    отражают факт расхождения с общими целями и задачами

    являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий

    угрожают стабильности организации и мешают работе

    считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем

    Коммуникации (общение)

    ограничены и несущественны

    меняются по интенсивности и непредсказуемы

    формальны и подчиняются правилам

    открыты и насыщенны

    Информация и данные (как правило)

    расцениваются как совместное знание, которое не нужно выносить вовне

    используются для индивидуальных достижений

    контролируются, и доступ к ним ограничен

    оцениваются и распределяются открыто


    Таблица 3.6. Механизмы и инструменты процесса целеполагания

    Доминирующая управленческая форма

    Задача этапа

    Критерий

    Технологический инструментарий

    Рыночная

    Получить разнообразный набор целей, оцениваемых по стоимостной шкале

    Прибыльность

    Маркетинг

    Демократическая

    Отобрать цели, согласующиеся с законами, нормативами

    Легитимность

    Нормативная база, законы

    Коллективистская

    Отобрать цели, исходя из интересов организации, коллектива

    Приемлемость

    Изучение общественного мнения

    Знаниевая

    Получить набор стратегий (сценариев возможных действий в зависимости от развития ситуации)

    Осуществимость

    Анализ ресурсов, обстановки при разработке программы

    Бюрократическая

    Привести в соответствие стратегии с возможностями исполнителей

    Реализуемость задач

    Разработка заданий




    Please publish modules in offcanvas position.