3.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Английская песенка
Современный уровень менеджмента (80—90-х годов) предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.
Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного социального опыта.
Выделяют следующие основные исторические типы организационных культур:
• органическую;
• предпринимательскую;
• бюрократическую;
• партиципативную.
Краткое описание организационных культур представлено в табл. 3.5.
Обычно существующая в организациях корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, является оригинальной смесью из приведенных выше исторических типов организационных культур.
Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.
Определить значение той или иной культуры в жизнедеятельности этой организации можно лишь с учетом того обстоятельства, что для каждой из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведения социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации. Управленческие формы (или их сочетание) обеспечивают воспроизведение совокупности норм, ценностей, философских принципов и психологических установок, предопределяющих поведение людей в организации (табл. 3.6).
В поликультурных организациях наличие этих управленческих форм позволяет отыскивать различные варианты решения возникающих проблем. В частности, в случае конфликтов его участники могут апеллировать и к общепризнанным нормам поведения (коллективистская управленческая форма), и к соображениям выгоды (рыночная), и к установлению властей (бюрократическая), и к легитимному мнению большинства заинтересованных участников (демократическая), и, наконец, прибегнуть к развернутой аргументации, чтобы убедить своих противников (диалоговая-знаниевая).
Таблица 3.5. Характеристика основных типов организационных культур
Типы организационных культур |
||||||
Органическая |
Предпринимательская |
Бюрократическая |
Партиципативная |
|||
Организация направляется |
||||||
согласием с общей идеей |
свободной инициативой |
сильным руководством |
всесторонними обсуждениями |
|||
Проблемы решаются на основе |
||||||
исходного согласия с целями и задачами |
индивидуального творчества |
ясного и сосредоточенного продумывания |
открытого взаимодействия |
|||
Лидерство основывается на |
||||||
разделяемых взглядах о направлении общего движения |
наличии авторитета и признания |
власти и положении |
содействии контактам и сотрудничеству |
|||
С хроническими проблемами справляются с помощью |
||||||
непридания им значения и отказа от обсуждения |
поиска новых творческих подходов |
укрепления руководства и следования правилам |
более напряженной дискуссии и выработки способов решения |
|||
Повседневная работа |
||||||
осуществляется при минимальном вмешательстве в нее |
выполняется и видоизменяется каждым по-своему |
зависит от неизменности курса и активности руководства |
постоянно перепроверяется для большего совершенства |
|||
Функции и ответственность |
||||||
реализуются с почти автоматической точностью |
получаются такими, какими их делают люди |
предписываются и закрепляются |
разделяются и сменяются по необходимости |
|||
Желания и интересы отдельных людей |
||||||
оцениваются по степени их согласованности с целями организации |
считаются более важными, чем интересы организации |
подчиняются интересам организации |
согласуются с интересами организации путем договоренностей |
|||
Руководство |
||||||
задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство |
дает людям возможность делать так, как они считают нужным |
определяет лидеров и возможные направления развития |
действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества |
|||
Разногласия и конфликты |
||||||
отражают факт расхождения с общими целями и задачами |
являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий |
угрожают стабильности организации и мешают работе |
считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем |
|||
Коммуникации (общение) |
||||||
ограничены и несущественны |
меняются по интенсивности и непредсказуемы |
формальны и подчиняются правилам |
открыты и насыщенны |
|||
Информация и данные (как правило) |
||||||
расцениваются как совместное знание, которое не нужно выносить вовне |
используются для индивидуальных достижений |
контролируются, и доступ к ним ограничен |
оцениваются и распределяются открыто |
|||
Таблица 3.6. Механизмы и инструменты процесса целеполагания
Доминирующая управленческая форма |
Задача этапа |
Критерий |
Технологический инструментарий |
Рыночная |
Получить разнообразный набор целей, оцениваемых по стоимостной шкале |
Прибыльность |
Маркетинг |
Демократическая |
Отобрать цели, согласующиеся с законами, нормативами |
Легитимность |
Нормативная база, законы |
Коллективистская |
Отобрать цели, исходя из интересов организации, коллектива |
Приемлемость |
Изучение общественного мнения |
Знаниевая |
Получить набор стратегий (сценариев возможных действий в зависимости от развития ситуации) |
Осуществимость |
Анализ ресурсов, обстановки при разработке программы |
Бюрократическая |
Привести в соответствие стратегии с возможностями исполнителей |
Реализуемость задач |
Разработка заданий |