Управление персоналом - Формирование кадровой службы - управление персоналом

    Содержание материала

    Формирование кадровой службы

    Поскольку кадровая служба призвана обеспечить человеческую составляющую работы фирмы, что служит важной гарантией эффективности деятельности организации, то среди наиболее значимых ее задач можно выделить:

    • помощь фирме в достижении ее целей;

    • эффективное использование мастерства и возможностей работников;

    • обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными служащими;

    • стремление к наиболее полному удовлетворению служащих своей работой, к их наиболее полному самовыражению;

    • развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой фирме;

    • связь управления персоналом со всеми служащими;

    • помощь в сохранении хорошего морального климата;

    • управление движением к взаимной выгоде индивидов, групп предприятий, общества.

    Можно выделить две структуры управления персоналом в организации.*


    * Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.


    Штабная структура — специалисты отделов по управлению персоналом, занимающиеся разработкой принципов работы с персоналом организации, конкретных программ и организацией кадровых мероприятий (менеджеры по персоналу).

    Линейная структура — менеджеры-практики, реализующие конкретные функции работы с персоналом в ходе выполнения собственных управленческих функций (линейные менеджеры).

    Для того чтобы иметь возможность реализовать различные направления кадровой работы на уровне конкретных подразделений, структуры управления персоналом создают разветвленную и пронизывающую различные уровни организации сеть (рис. 6.1).

    Однако вновь создающейся организации все это "великолепие" широкого многообразия структур и подразделений пока недоступно.

    Что же необходимо учитывать при проектировании структуры управления персоналом в первую очередь?

    1. Уровень, на котором предполагается реализовывать управление персоналом.

    • Либо это станет предметом заботы и учета на высшем корпоративном уровне, и мы сможем говорить о корпоративном управлении персоналом.

    • Либо это будет вменено только в обязанность среднему уровню и тогда мы сможем говорить об организации работы с персоналом, которую будет проводить руководитель кадрового подразделения вместе с линейными менеджерами.

    • Либо в организации речь будет идти об исполнительском уровне управления персоналом, что, как правило, выражается или в кадровой работе (документировании трудовых отношений), или в решении отдельных проблем (разрешении конфликтных ситуаций, наборе персонала), и тогда мы будем говорить об уровне исполнителей — сотрудников кадровых подразделений (как правило, отдела кадров в традиционном представлении).

    Рис. 6.1. Организационная структура управления персоналом на уровне предприятия

    2. Штат службы управления персоналом. Даже в самых больших корпорациях непосредственно в службах управления персоналом работает не более 150 человек. В среднем один специалист приходится на 200 занятых.

    Более точно количество сотрудников (Ч), необходимых для выполнения работ по комплектованию и учету кадров, можно рассчитать по следующей формуле:

    где Т1 суммарная трудоемкость работ, рассчитанных по типовым нормам за год (квартал), ч; К1 численность персонала; Фп — фонд оплаты труда.

    Штат служб управления персоналом для некоторых типов предприятий иллюстрирует табл. 6.1.*


    * Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.


    Таблица 6.1. Штаб служб управления персоналом

    Отрасль и размер предприятия

    Норма персонала на одного сотрудника кадровой службы

    Число сотрудников кадровой службы

    Обрабатывающая





    до 500 — 999 чел.

    116

    1- 20

    1000 - 4 999 чел.

    130

    2- 90

    свыше 5 000 чел.

    352

    7- 126

    Исследования и развитие

    102

    1 - 60

    Общественные нужды

    154

    1 - 110

    Больницы

    180

    1 - 28

    Банки

    98

    1 - 72

    Страховые компании

    101

    1 - 142

    Транспортировка и распространение

    272

    1 - 75

    Правительственные учреждения

    272

    2-104

    Образование

    161

    1- 46

    Другие фирмы

    194

    1- 120


    Следует учитывать, что существуют еще и национальные нормы расчета соотношения числа сотрудников кадровых служб и персонала. Так, в России на одного сотрудника кадровой службы приходится 50 — 100 человек, в Германии — 130 — 150, во Франции — 130, в США — 100, в Японии — 40 человек.

    3. Основные задачи, решаемые службой по управлению персоналам. При характеристике в целом содержания деятельности служб по управлению персоналом выделяют следующие основные задачи:*

    • решение штабных проблем (набор, отбор, ориентация, оценка, дисциплина) — 33%,

    • компенсации и пособия — 28,5%,

    • обучение, повышение квалификации — 1%,

    • трудовые отношения — 10%.


    * Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.


    Приведем результаты сопоставительного анализа основных функций управления персоналом на крупных предприятиях США и ФРГ:

    США

    ФРГ









    Административная деятельность:

    применение на практике нормативных документов в области организации и оплаты труда.

    Наем и увольнение.

    Трудоустройство:

    анализ деятельности, разработка критериев оценки, прогноз изменения требований к кандидатам, отбор кандидатов с использованием широкого оценочного инструментария

    прием на работу,

    ознакомление с требованиями

    рабочего места и условиями

    работы, продвижения, уволь

    нения.

    Обеспечение безопасных условий

    труда и охрана здоровья:

    Обеспечение благоприятных условий труда и техники безопасности:

    медицинское обследование, программы страхования, инспекция труда, эргономическая экспертиза

    инспекция труда, медицинское обследование, эргономическая экспертиза.

    Развитие персонала:

    Подготовка, переподготовка и

    повышение квалификации:

    подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, связь с учебными заведениями, разработка плана карьеры.

    повышение квалификации, оценка потенциала персонала, определение путей продвижения персонала.

    Организация заработной платы и компенсаций:

    Материальное стимулирование:

    разработка уровней и процедур выплат, установление персональных ставок почасовой оплаты, расчет фирменного пенсионного обеспечения, единовременные выплаты, перевод денежных средств в банки, организация стимулирующих финансовых программ.

    весь комплекс вопросов по организации оплаты труда, разработка и совершенствование систем стимулирования, аттестация рабочих мест, изучение положения на рынке труда, разработка отдельных статей коллективного договора.

    Обеспечение трудовых отношений:

    Социальные вопросы:

    изучение и подготовка контрактов по найму, соглашения между профсоюза ми и администрацией, связь с общественностью и прессой, рассмотрение споров, конфликтов, анализ жалоб и предложений персонала.

    контакты с профсоюзами, содействие проведению общественных мероприятий, анализ и выявление причин социальной напряженности и конфликтов.




    Please publish modules in offcanvas position.