Управление персоналом - Адаптация персонала - программа ориентации

    Содержание материала

    Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).

    Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:

    1. Общее представление о компании:

    цели, приоритеты, проблемы;

    • традиции, нормы, стандарты;

    • продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;

    • разнообразие видов деятельности;

    • организация, структура, связи компании;

    • информация о руководителях.

    2. Политика организации:

    • принципы кадровой политики;

    • принципы подбора персонала;

    • направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;

    •   содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности;

    •   правила пользования телефоном внутри предприятия;

    •   правила использования различных режимов рабочего времени;

    •   правила охраны коммерческой тайны и технической документации.

    3. Оплата труда:

       нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников;

    •   оплата выходных, сверхурочных.

    4. Дополнительные льготы:

       страхование, учет стажа работы;

    •   пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству;

    •   поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию;

    •   возможности обучения на работе;

    •   наличие столовой, буфетов;

    •   другие услуги организации для своих сотрудников.

    5. Охрана труда и соблюдение техники безопасности:

       места оказания первой медицинской помощи;

    •   меры предосторожности;

    •   предупреждение о возможных опасностях на производстве;

    •   правила противопожарной безопасности;

    •   правила поведения при несчастных случаях и порядок   оповещения о них.

    6. Работник и его отношения с профсоюзом:

    •   сроки и условия найма;

    •   назначения, перемещения, продвижения;

    •   испытательный срок;

    •   руководство работой;

    •   информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;

    •   права и обязанности работника;

    •   права непосредственного руководителя;

    •   организации рабочих;

    •   постановления профсоюзов и политика компании;

    •   руководство и оценка исполнения работы;

    •   дисциплина и взыскания, оформление жалоб;

    • коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.

    7. Служба быта:

    организация питания;

    • наличие служебных входов;

    • условия для парковки личных автомобилей;

    8. Экономические факторы:

    стоимость рабочей силы;

    • стоимость оборудования;

    • ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

    После прохождения общей программы ориентации может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы:

    1. Функции подразделения:

    цели и приоритеты, организация и структура;

    • направления деятельности;

    • взаимоотношения с другими подразделениями;

    • взаимоотношения внутри подразделения.

    2. Рабочие обязанности и ответственность:

    • детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;

    • разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;

    • нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;

    • длительность рабочего дня и расписание;

    • дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).

    3. Требуемая отчетность:

    виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней;

    • отношения с местными и общегосударственными инспекциями.

    4. Процедуры, правила, предписания:

    • правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;

    • поведение в случае аварий, правила техники безопасности;

    •   информирование о несчастных случаях и опасности;

    •   гигиенические стандарты;

    •   охрана и проблемы, связанные с воровством;

    •   отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;

    •   правила поведения на рабочем месте;

       вынос вещей из подразделения;

    •   контроль за нарушениями;

    •   перерывы (перекуры, обед);

    •   телефонные переговоры личного характера в       рабочее время;

    •   использование оборудования;

    •   контроль и оценка исполнения.

    5. Представление сотрудников подразделения.*

    * Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.


    Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

    Этап  4. Функционирование. Этим .этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1—1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.



    Please publish modules in offcanvas position.